Почему в петербургском метро постоянно ломаются эскалаторы

В городе один за другим выходят из строя эскалаторы подземки. Пока обходилось без тяжелых последствий, но кому-то неисправные механизмы испортили праздник, а другие попали в опасную давку.

                      ЧП в штатном режиме

Эскалаторы в Петербурге начали выходить из строя в последнее время слишком часто. 28 декабря подъемник пришлось остановить на только что открытой станции “Адмиралтейская”. Один из трех эскалаторов замер, едва вестибюли покинули высокопоставленные гости. А 31-го числа, под самый Новый год, перестали работать все четыре эскалатора. Сотни людей, торопившихся на Дворцовую площадь, встретили 2012-й под землей. Отдуваться за испорченный праздник пришлось вице-губернатору, курирующему транспортный блок, Юрию Молчанову. Он объяснил, что “ничего страшного в этом нет, в период запуска идет отладка оборудования, и такие сбои возможны: идет притирка резиновых деталей”. За зимние каникулы отладку закончили. После длинных выходных в метрополитене заявили, что новые эскалаторы на “Адмиралтейской” совершенно безопасны для пассажиров.

Но тут же опасными стали эскалаторы в переходе “Садовая” — “Спасская”. 16 января в час пик дважды останавливалась единственная из четырех лестниц, работавших на подъем. Она не двигалась каждый раз всего по минуте, но и этого было достаточно, чтобы началась давка. Понервничать горожан в очередной раз заставил эскалатор печально известной модели Виктора Христича. С первых же дней запуска “Спасской” механизмы, произведенные дочерней компанией Кировского завода — фирмой “Универсалмаш”, — страшно шумели, а спустя год и вовсе сломались. Ремонт занял 10 месяцев (вместо первоначально обещанных двух с половиной). Из-за этого сорвался запланированный ремонт эскалаторов на “Нарвской”. Туда оборудование должен был поставить тот же производитель.

Ремонт “Нарвской” в итоге отложили до 2012 года. Но он уже наступил, а конкретных сроков так и не называют. По всей видимости, руководству подземки придется отказаться от услуг “Универсалмаша” и в очередной раз обратиться за помощью на завод “ЭЛЭС”.

Ни себе, ни конкурентам

“ЭЛЭС” — это то самое предприятие, которое делало эскалаторы на “Адмиралтейской”, да и на всех остальных, запущенных с конца 1990-х, станциях питерского метро. По большому счету эта компания является монополистом в производстве эскалаторов для метро, причем не только в Петербурге, но и во всей России. До прошлого года к ней не было претензий. Но 2011-й явно подпортил имидж монополиста. В Москву “ЭЛЭС” не успел вовремя передать эскалаторы для трех ремонтировавшихся станций. Не удалось запустить “Медведково”, “Парк Культуры” и “Бабушкинскую”.

Из-за этих накладок глава столичной подземки Иван Беседин даже предлагал наладить собственное производство эскалаторов на “ЗиЛе”. Но дальше разговоров пока дело не пошло.

В Екатеринбурге еще 1 декабря должна была заработать новая станция “Чкаловская”. Но питерские производители опоздали и туда. Из четырех эскалаторов в срок привезли только два, еще один должны передать со дня на день, а четвертый сломался на заводе и теперь его нужно переделать. Не успевал “ЭЛЭС” и с заказом питерского метро. Но в нашем городе станцию было решено открыть во что бы то ни стало. Поэтому отладка самого длинного в России эскалатора (68 метров) на “Адмиралтейской” и проходила уже в рабочих условиях.

— Мы не виноваты, — кратко прокомментировали ситуацию на заводе и объяснять свои, ставшие хроническими, сбои отказались.

А между тем, если они продолжатся, то под угрозой окажутся еще дне новых станции питерского метро. До конца 2012-го намечено открыть достраиваемые сейчас “Бухарестскую” и “Международную”. Тендер на поставку эскалаторов на них так же выиграл в прошлом году “ЭЛЭС”. За два заказа компания получит более полумиллиарда рублей. На “Бухарестскую” еще претендовал Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) с Украины. Но ему отказали, придравшись к техническим характеристикам, а по сути решив перестраховаться: об эскалаторах КВСЗ плохо отзывались минские коллеги. Периодически в российских тендерах пытаются участвовать западные производители. Валентина Матвиенко в бытность губернатором города даже проводила переговоры с американской фирмой “Отис”, заманивая компанию в питерское метро. Но все западные производители проигрывают питерскому по цене.

Справка

Где еще планируется ремонтировать эскалаторы в ближайшее время:

– “Невский проспект — 2” (“Канал Грибоедова”) закроется 1 февраля на 11 месяцев (капитальный ремонт эскалаторов).

– “Петроградская” закроется 1 июня на 11 месяцев (капитальный ремонт эскалаторов).

– “Пушкинская” закроется во втором квартале 2012 года на год (замена эскалаторов).

– “Василеостровская” — летом будут введены ограничения на вход и выход (капитальный ремонт одного из эскалаторов).                       

Елена МИХИНА (“МК” в Питере”), фотография с сайта socioforum.su