Подавляющее большинство россиян трудится по вечерам, а половина — по выходным. Такие данные опубликовала компания HeadHunter. Лишь каждый десятый – 11% сотрудников – не задерживаются вечером на работе. 37% перерабатывают изредка, а регулярно работает сверхурочно каждый второй. 53% трудятся по выходным, а 16% сотрудников — во время отпуска. Среди причин, которые называли респонденты, оправдывая излишнее рвение к труду, — деньги и реализация карьерных стремлений.
Больше половины не видит ничего страшного в том, чтобы из-за работы отложить отпуск. 66% уже откладывали запланированный отдых из-за нарушения планов по работе. Но даже на отдыхе почти все опрошенные периодически проверяют почту и не отключают телефон. Более трети – 38% – держат связь с коллегами.
Эксперты, опрошенные BFM.ru, отмечают, что данное распределение ответов весьма характерно для квалифицированных специалистов и менеджмента. Среди исполнителей и технических специалистов, операционных и торговых работников проблема задержек на работе стоит менее остро. При этом они отмечают, что задержки на работе не так необходимы, как кажется, и чаще всего носят психологический характер. Кроме того, для некоторых сотрудников собственная незаменимость является лишь способом потешить самолюбие. “С точки зрения организации работы отказ от личной жизни — это всегда неумение расставлять приоритеты, организовывать работу и распределять задачи”, — говорит заместитель генерального директора компании “Велес Персонал” Марина Миронова.
По мнению эксперта, любой специалист по тайм-менеджменту, проведя анализ причин задержек на работе, сможет дать конкретные рекомендации, как их можно избежать или свести к минимуму. “Так, у большинства специалистов и руководителей есть резерв высвобождения времени за счет общения с коллегами, работы с электронной почтой и Интернетом”, — говорит Миронова.
Кстати, ситуация с оплатой переработок также оставляет желать лучшего. Так, в ходе январского опроса, проведенного рекрутинговым порталом SuperJob.ru, выяснилось, что переработки россиян не оплачиваются в 60% случаях. Всегда получают деньги за отработанное лишь 15% опрошенных, а за переработки 7% сотрудникам платят “в отдельных случаях”.
Президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров в разговоре с BFM.ru отметил, что за последний год переработки и нагрузки сотрудников увеличились — люди стали сильнее ценить свое место, поэтому были не прочь проявить трудоголизм. “Для привлечения к сверхурочным работам работодатель обязан получить письменное согласие работника. При этом надо понимать, если вы задерживаетесь в офисе по собственному желанию, без распоряжений руководства, вы вряд ли сможете добиться оплаты переработок”, — напоминает эксперт.
Кстати, согласно исследованию Кэрри Купера — профессора организационной психологии и здоровья Ланкастерского университета, многим людям нравится работать в состоянии напряжения. “Но надо помнить, что в тот момент, когда напряжение становится сильнее ваших возможностей управлять им, вы попадаете в зону стресса”, – отмечает эксперт.
“Чтобы не упустить момент, когда ситуация выходит из-под контроля, надо научиться распознавать так называемые сигналы раннего оповещения, — говорит Джессика Коллинг, директор по продуктам компании Vielife, занимающейся консультированием в области корпоративного благосостояния. — Эти сигналы могут быть поведенческими, физическими или когнитивными — например, раздражительность, головные боли или внезапная неуверенность в себе”. Поскольку многим людям трудно судить самим о себе, Коллинг предлагает попросить друга или члена семьи помочь отследить признаки стресса.
Эксперты утверждают, что основные причины стресса — ненадежная работа, излишняя нагрузка, запугивание со стороны начальства, отсутствие самостоятельности или привычка засиживаться на работе — в период спада экономической активности переживаются еще более остро. “Прошло столько сокращений, что нагрузки на работе значительно возросли, — говорит профессор Купер. — Люди чувствуют себя виноватыми, даже уходя с работы в разумное время, у них растет количество претензий к работодателю и самому себе”. Коллинг отмечает роль нашей собственной реакции на напряжение: “Часто стресс вызывает наша реакция на ситуацию, а не сама ситуация”.
По словам Коллинг, стресс становится порочным кругом и его необходимо разорвать, попытавшись устранить его причины, вместо того чтобы работать еще больше.