Скоростной поезд «Аллегро», который будет курсировать между Петербургом и Хельсинки, должны были пустить уже в сентябре, но пока решили отложить до декабря – еще не все системы протестированы, не все нормы безопасности соблюдены.
Путешественники ждут новшества с радостью: прокатиться до Хельсинки теперь можно будет “с ветерком” всего за 3,5 часа. А вот дачники думают об “Аллегро” с беспокойством – опасаясь, что коллега “Сапсана” принесет с собой не только бытовые неудобства, но и десятки человеческих жертв.
“Аллегро” внешне не похож на “Сапсан”, потому что его произвела французская компания Alstom, в то время как создатель “Сапсана” – немецкий Siemens. Но по части скорости поезд в Финляндию не намного уступает своему московскому “коллеге” – он может разгоняться до 220 километров в час. Зато “Аллегро” создан по специальной конструкции, позволяющей ему не снижать скорость даже во время прохождения поворотов. Эти “похвальные” технические характеристики звучат для дачников Выборгского направления похоронным звоном – ведь им придется жить рядом со “снарядом”, который будет пролетать в опасной близости от них четыре раза в сутки.
Ходят слухи, что под “Сапсан” попало уже около десятка человек. А ведь этот поезд едет в Москву через относительно малонаселенную местность. “Аллегро” же на протяжении всего пути по российской территории будет проезжать мимо многолюдных курортных поселков, где в летние месяцы проживает более миллиона человек. Солнечное, Комарово, Репино, Зеленогорск, Рощино – Выборгское направление считается одним из самых густонаселенных.
– Как мы будем ходить через пути? – в панике спрашивает пожилая жительница Зеленогорска Елена Серова. – Ведь переходы везде (от Удельной до Выборга) сделаны на одном уровне с рельсами, только в Зеленогорске есть специальный туннель. Кое-где стоят светофоры, но они далеко не всегда работают, да и не защита это от поезда, который движется в три раза быстрее обычной электрички. Одна надежда, что в черте города (а административная граница Петербурга простирается до Зеленогорска) “Аллегро” будет ездить медленно.
В пресс-службе ОЖД развенчали этот миф.
– Кое-где скорость будет снижаться, но где именно – сказать не можем по соображениям безопасности, – рассказала Юлия Минеева. – Но не стоит думать, что “Аллегро” будет двигаться со скоростью 50 километров в час. Скорее всего, снижение скорости подразумевает около 140 километров в час.
Самая большая опасность поджидает пешеходов, которые просто по привычке перебегают через пути. Железное ограждение, год назад поставленное на всей протяженности дороги до границы с Финляндией, во многих местах распилено предприимчивыми жителями, которым лень идти до санкционированного переезда.
– У нас возле дома сделали дырку в заборе, и все там ходят, как и ходили на этом месте уже 50 лет, – говорит Елена Серова. – И старики в магазин ходят, и дети бегают. Направо и налево смотрят, но разве “Аллегро” заметишь…
Пока что никаких мер по устранению “левых” проходов РЖД не предприняло, ограничившись табличкой о прохождении скоростного поезда. Правда, железнодорожники пообещали, что все несанкционированные переходы через железнодорожные пути на участке будут устранены в целях недопущения несчастных случаев, однако не уточнили – когда. Дело могли бы поправить охранники, но они будут находиться только на автомобильных переездах, а пешеходные переходы будет контролировать исключительно автоматика.
– На всех “официальных” пешеходных переходах будет работать световая и звуковая сигнализация, – обещает Юлия Минеева. – Планируется построить девять пешеходных мостов (лестницы над путями) и три туннеля – на Удельной, в Репино и Комарово, – но строить их будут по мере поступления финансов.
Понятно, что поступления финансов для постройки туннелей “Аллегро” ждать не будет. А “световая и звуковая сигнализация” – это светофор и прерывистый звук, который будет включаться за 10 минут до прибытия “Аллегро”. Звуковое предупреждение – вещь нужная, но для жителей окрестных домов громкое навязчивое пиликанье по 10 минут четыре раза в день сможет сильно подпортить впечатления от дачного отдыха.
Кстати, пешеходный мост – не панацея против скоростных поездов. По свидетельствам местных жителей на станции Окуловка, натерпевшихся страху от “Сапсана”, лучше не находиться над путями во время прохода поезда. Воздушная волна настолько сильна, что человека, не схватившегося за перила, может в буквальном смысле сдуть прямо под колеса идущего поезда.