Пол Пот, который всегда с нами

15 апреля 1998 года наш мир покинул Пол Пот.

Его настоящее имя Салот Сар звучит куда менее громко — почти как Джугашвили в сравнении со Сталиным. Вождь «красных кхмеров» получил начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом — тоже начинал, можно сказать, с духовной семинарии. Затем изучал инженерные науки в левом Париже пятидесятых и по-видимому уже тогда по-инженерному последовательно размышлял о том, что, как ни трудно коммунистам взять власть, избежать обратного буржуазного перерождения еще труднее.

Пол Пот, как и товарищ Сталин, приходил к власти в своей секте без блеска, но когда 17 апреля 1975 года его «революционная армия» вошла в Пномпень, он прогремел на весь мир. Хотя в Советском Союзе об этом было не принято говорить громко, покуда оставалась надежда приручить этого, судя по фотографиям, мягкого и улыбчивого тигра.

Новый диктатор — новая железная метла — переименовал Камбоджу в Кампучию и объявил о построении нового общества в течение всего нескольких дней, без всякого там врастания социально чуждых элементов в прогрессивное перерастание. Первыми были казнены высокопоставленные деятели прежнего режима, затем наступила очередь офицеров, врачей, учителей, воспитателей детских садов, членов всех религиозных общин и прочих паразитов.

Но этого было мало — «красные кхмеры» последовательно уничтожили не только то, что теоретически было способно послужить источником эксплуатации, но и то, что могло послужить источником соблазна — всю буржуазную технику от автомобилей до кофемолок, публично и показательно. Мало того, пораженными проказой буржуазности оказались целые города как таковые, города как класс, а потому их обитателей, кроме самых растленных, расстреливавшихся на месте преступления, то есть проживания, следовало отдать на перевоспитание в черные работы — только так можно было дать окончательное решение капиталистического вопроса.

Исполнителями и вообще социальной базой окончательного решения, еще не тронутой буржуазным разложением, служили беднейшие и темнейшие крестьяне, а также подростки. Стрелять из «калашникова» они могли лет с четырнадцати, а подглядывать и доносить так и с семи.

  • Красные кхмеры

В итоге Пол Пот уничтожил от одного до трех миллионов человек (как всегда, цифры варьируются, но в любом случае счет идет на миллионы), покуда не был вышиблен обратно в леса войсками Вьетнама, уставшего от слишком беспокойного соседа: Сталин был умнее, он понимал, что революции помимо мотыг и винтовок необходимы танки и самолеты.

Вот так примерно представляет биографию Пол Пота нормальный человек, у которого уже одни только горы черепов отбивают всякую охоту интересоваться, какими политическими химерами инженер-утопист при этом руководствовался. Но те, для кого коммунистическая химера до сих пор живет, светит и греет, кто до сих пор грезит об обществе без денег и без эксплуатации (это как, без разделения на управляющих и управляемых?), — для них путь Пол Пота и поныне исполнен не только высшей мудрости, но и высшей человечности.

Почитайте наш родной интернет — этот самый человечный человек был подло оклеветан империалистами, перепугавшимися такого соблазна, как скромная жизнь без сатанинских денег. Он отказался и от собственного псевдонима, а носил скромную партийную кличку товарищ-87 (как в романе «Мы» Евгения Замятина), экономен был до того, что для врагов жалел даже пуль, предпочитая забивать их мотыгами, в наследство оставил пару поношенных гимнастерок и даже сожжен был на костре из изношенных автомобильных покрышек.

А что? Пол Пот не выдумал никакого нового принципа. Не уничтожить, так почти обесценить деньги, устраивать общие трапезы, чтобы не оставить возможности тайно предаваться роскоши — это делалось еще в Спарте. Изолироваться от чуждых нравов — это веками практиковала Япония. Отнимать детей у зараженных «старьем» (Маяковский) родителей — такой проект в разгар якобинского террора самолично представил Конвенту Робеспьер. «Нежные друзья человечества» намеревались создать новый народ, для чего все дети с пяти лет должны были передаваться в общественные заведения по четыреста-шестьсот воспитанников, которых ожидало там полное равенство в строгой дисциплине, производительном труде, почтительном уходе за престарелыми, одинаковая еда, одежда и постель – все дешевое, но “удобное и полезное для здоровья” (вино и мясо исключалось; за воспитателями и завхозами надзирал родительский комитет).

Не проблема также отыскать крестьян, считающих горожан паразитами; та нехитрая мысль, что Запад паразитирует на Востоке, я думаю, найдет еще больше сторонников. Оттого-то и невозможно перечислить точные признаки фашизма, что он является комбинацией весьма распространенных элементов. И отличительной чертой его, пожалуй, является лишь последовательность. Фашизм есть бунт простоты против трагически неразрешимой сложности социального бытия. Поэтому Пол Пот всегда с нами.

Александр Мелихов