Пять миниатюрных портретов, когда-то украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III, получил в подарок от меценатов ГМЗ «Царское Село». Портреты Александра III, Николая II в детстве, юности и зрелом возрасте, а также императрицы Александры Фёдоровны хранились в частном собрании в Лондоне. Они были частью архива Романовых, большую часть которого музей приобрел в 2017 году тоже с помощью меценатов. Тогда денег на покупку миниатюр не хватило, но благородные владельцы обещали подождать. И выполнили свое обещание.
Все миниатюры выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860-1890-е годы. Самая миниатюрная миниатюра имеет размер 8х6 мм (портрет императора Николая II в зрелом возрасте). Самые «большие» портреты – Николая II в детстве и юношестве – имеют диаметр 18 мм. Известен автор двух последних портретов. Это Александр Вегнер (1826—1894) – русский портретист, академик Императорской Академии художеств.
Лариса Бардовская, хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село», предполагает, что портреты были вставлены в украшения с бриллиантами, которые были созданы фирмой Фаберже. Вынимать портреты из оправ с точки зрения историка искусства – варварство. Теперь они нуждаются в реставрации. Такое решение могло быть вызвано одной из двух причин.
Чтобы понять какими, надо проследить историю императорских украшений после революции. В 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти их из России. После смерти императрицы в 1928 году драгоценности унаследовала ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна. Часть из них она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons, о чём свидетельствует опись, сделанная 29 мая 1929 года. Под номерами 37-39 значатся две броши и подвеска с миниатюрными портретами, которые вынули из этих драгоценностей и возвратили владелице. Ювелиры разложили их по конвертам и подписали в соответствии с описью. Рукой Ксении Александровны конверты подписаны карандашом: «Папа», «Ники», «Ники и Аликс». В этих конвертах миниатюры дошли до наших дней. Сведений о дальнейшем бытовании самих украшений пока не обнаружено.
Теперь о причинах. Лариса Бардовская считает, что, скорее всего, британских ювелиров мало интересовали изображения незнакомых им людей, которые могли отпугнуть потенциальных покупателей. Но хранитель не исключает и романтическую версию: Ксения Александровна не хотела, чтобы портреты попали в чужие руки.
После реставрации миниатюры предполагается выставить в Александровском дворце. Открытие его первой очереди после реставрации намечено на начало лета 2020 года.
Вадим Шувалов
На заставке к тексту: фото императрицы Марии Федоровны из коллекции ГМЗ Царское Село. Вторая половина XIX века