Последний классик петербургского метро

Уходит август, а с ним и новость о том что нет больше архитектора Евгения Рапопорта.  Надо сказать, узнал об этом недавно. Можно и не комментировать: уже почти 90 было бы мастеру, что уж говорить. Однако вот что получается: Евгений Менделевич при всех грандиозных и в то же время земных и вполне себе понятных творческих заслугах и достижениях абсолютно не известен ни в городе, ни тем более в стране – как последний классик петербургского метростроения.

Разумеется, в статье про него в “Вики” ничегошеньки не сказано про последнюю приличную станцию метро в Петербурге, которую он  спроектировал. А ведь станция эта не только одна из лучших за последние годы в питеской подземке, но и едва ли не самая лучшая в работах Рапопорта в целом. Она вам  наверняка хорошо знакома:  станция метро “Крестовский остров”. Тут надо еще учесть  ситуацию с нынешним распределением заказов на архитектурное проектирование петербургских станций метро при единственном поставщике Его Метростроевского Величия “Ленгипрометротрансе” (только не подумайте ничего особенного про последний слог в названии института).

Если вы не знаете, по какому конкурсу там распределяются  заказы, расскажу. Творческий конкурс, как правило, состоит в том , что в один из счастливых дней года (если мне не изменяет память, чаще, чем один раз в год, новые станции метро нынче в Петербурге не задумываются) одному из двух штатных ГАПов института нужно опередить в забеге к кабинету директора другого. И тогда он, скорее всего, в недалеком будущем будет считаться автором новой станции петербургского метро. Других кандидатов, кроме проектировщиков “Ленметрогипротранса”, как говорится, у нас для вас нет. Тем более, давно уже нет и творческих конкурсов на проекты новых станций петербургского метро. Но так было далеко не всегда.

Например , первые восемь станций первой линии Ленинградского метрополитена игрались на открытом конкурсе в 1946 году в Ленинградском союзе архитекторов, и там практически все участники и номинанты были звёзды. Тогда даже будущий академик  Александр Жук не смог выиграть  прославленную теперь “Пушкинскую” у московского Леонида Полякова, выступавшего в дуэте с ленинградцем Василием Петровым, будущим первым главным художником города – такой накал творческой планки конкурса был в послевоенном (и послеблокадном) городе.

Всё это в далеком прошлом . А кто прошлое помянет, того с проектирования питерского метро – долой.Теперь – кто быстрее из двух никому не известных (кроме директора “Ленметрогипротранса”) проектировщиков успеет добежать до его кабинета, тот и победил.

Так уже много лет.

И  вот архитектор Евгений Рапопорт в 1999 году  сломал эту традицию.

Да, на один раз. Но как!

Станция “Крестовский остров, пожалуй, идеальна во всем. В перонном зале с классикой ордера  в современной и  вполне  изысканной трактовке, в выдержанном просторном и светлом наземном вестибюле. И,особенно, в  решении генплана. Окружённый  парком Крестовского острова павильон – это и есть отличный и изысканный академический диплом. Только  здесь автор – сам профессор Академии художеств (где по непонятным причинам до сих пор нет курсовых заданий ” Станция метро”).

Повторюсь, станция “Крестовский остров” – это чистое искусство, чистая архитектура с рефлексией на богатую, когда-то качественную метростроевскую традицию в собственном соку. И как повезло петербуржцам, что они могут ее есть на завтрак,обед и на ужин с добавкой.

Как удалось Евгению Рапопорту раздобыть такой заказ? Виноват – признаться, не знаю. Наверное, помогли связи. Ведь он уже проектировал когда-то с соавторами “Площадь Мужества” в эпоху до тотального господства метрогипротрансов в городе. Да, согласитесь, это и неважно. Важно: что получилось. А получился вполне шедевр.

Раппопорт был очень большой балагур и шутник, может быть поэтому дожил практически до 90? Помню, на вступлении в Союз архитекторов, в 2002-м, показывал работу по реконструкции центрального участка  спуска к  Неве у Биржевой площади . Мы расскрывали все, что когда-то делал Тома де Томон от временных наслоений. Евгений Менделевич подсел ко мне и спросил:

– Леш,  а что это за камни такие у Биржи ты показываешь?

– Это я, Евгений Менделевич, прислонился к Тома де Томону, – отвечаю, пытаясь держать планку вопроса с насмешкой Рапопорта. Хотя это было, признаться, крайне не просто.

– Ааа, то-то я и думаю , неплохо для начала ,- парировал мне Евгений Менделеевич.

Стоит ли говорить, что часть зала, слышавая этот комментарий Рапопорта, чуть не сорвала заседание правления хохотом.

Да, таких историй про архитектора и профессора, академика четырех академий Рапопорта, конечно, десятки. Как и про его друга, последнего классика Ленинградской архитектуры Владимира Попова (студенты  Академии их так и называли – “наши Попик и Рапик”).

Они знали и не обижались, понимая что это верные признаки студенческой привязанности.

Десятки, если не сотни воспитанных им студентов.

Десятки зданий в Ленинграде и не только. Каждое из них узнаваемо .

И все- таки почему-то мне кажется, что лучшая работа Евгения Рапопорта – метро “Крестовский остров”.

“Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство”.

Правильно помню, что это из стихотворения Пастернака “Август”?

Алексей Шолохов