«Безмерно обожая изумруд» – первый из трех выставочных проектов, подготовленных для Дней Эрмитажа -2024. Название взято Ольгой Костюк, куратором проекта, из малоизвестной поэмы Иосифа Бродского «Зофья» (1962), которая к благородному камню не имеет отношения. Впрочем, поэма загадочна и ее смыслы бродсковедами еще не расшифрованы.
Смысл выставки – соединить в одном пространстве Синей спальни Зимнего дворца произведения совершенно разных эпох – от античности до начала ХХ века. С древности люди верили в талисманные свойства зеленого камня, а то и его способность делать их провидцами.
Это обеспечило изумруду использование в ювелирных украшениях, иконах, оружии.
В центре выставки предметы с золотом, алмазами, рубинами и изумрудами – столик эпохи Великих Моголов, ножны из Ирана и Средней Азии, эгрет из Бухары. Они взяты из постоянной экспозиции Особой кладовой Востока, где их ни одна экскурсия не обходит стороной.
Вокруг Востока располагаются драгоценные предметы Византии, Древней Руси, Европы и России.
Выбор Юрия Пятницкого, византолога, одного из авторов капитального каталога выставки.
«Богоматерь Одигитрия», XIII век. Оправа выполнена несколько позже. Образок служил семейной реликвией, таких сохранилось немного.
Панагия с камеей «Преображение», XIII век, оправа – мастерские Московского кремля, 1592 год. Точная дата изготовления оправы – случай уникальный. Ее изготовили в честь рождения Феодосии внучки Ивана Грозного. Но девочка вскоре умерла, и панагия досталась патриарху Филарету (в миру – Федор Романов), от которого произошла царская династия. Панагия меняла владельцев, в конце XIX века ее украли из Тульской архиерейской ризницы. В 1924 году поступила в Эрмитаж.
Выбор Елены Арсентьевой, научного сотрудника отдела античного мира, автора другой каталожной статьи.
Фаустина Младшая в образе Венеры. Рим II век н.э. Оправа XIX века. Фаустина была женой Марка Аврелия, родила ему 13 детей, сопровождала императора в военных походах. Почиталась как богиня любви.
Выбор Города 812
Подвеска «Каравелла». Испания 1580-е – 1590-е годы. Прозрачный изумруд происходит из колумбийских рудников. В эрмитажных инвентарях числиться с 1789 года. Один из символов ювелирного собрания музея.
Выставка работает по 8 июня 2025 года.
Б.В.