«Проект высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом планируется утвердить в июне», – заявил вице-премьер Максим Акимов. Но даже предварительные оценки его стоимости назвать отказался. Хотя возврат к проекту высокоскоростной магистрали Москва – Петербург одобрил Владимир Путин, эксперты говорят, что от него еще могут отказаться. Некоторые вообще сомневаются, что он полезен Петербургу.
С одной стороны, специалисты говорят, что проект вполне осуществим, хотя и затратен. Профессор Петербургского университета путей сообщения Игорь Киселев уверен, что заявленная скорость движения поездов – 400 км/ч – вполне осуществима, хотя «Сапсаны» придется, конечно, поменять на другие поезда. Цифра в один триллион рублей, которую сейчас называли наблюдатели, примерно соответствует истине. «Правда, магистраль Москва – Казань тоже сначала оценивалась в триллион, а потом уже почти в два, – отметил Киселев. – Но не это главное. Для петербургской трассы основной проблемой является поиск оптимального места проложения. Скорее всего, невзирая на протесты экологов, вернутся к проекту вести ее через Валдайский национальный парк».
Заместитель директора Института транспортных систем Елена Ногова считает, что ВСМ не нужна петербуржцам – «Сапсан» успешно справляется с объемом деловых и культурных поездок: «Кто хочет сходить в театр в Москве или Петербурге, они и четыре часа посидят в поезде, это не зазорно. Мы изучали пассажиропотоки». Реально людей, которым важно уменьшить время в пути до двух часов, немного.
Если билет на ВСМ будет не очень дорогим, то это сильно ударит по перспективам аэропорта «Пулково». Если «Шереметьево» сумеет, ссылаясь на европейский опыт, пролоббировать промежуточную остановку в этом московском аэропорту (от предполагаемой трассы ВСМ до аэропорта всего четыре км) – то это ударит и по заполняемости самолетов на маршруте Москва – Петербург, и по перспективам развития «Пулкова» как хаба. «Посмотрите и сейчас, сколько в “Сапсане” людей едет в Петербург с домодедовскими или шереметьевскими наклейками на чемоданах», – говорит Ногова.
Говорят, что строительство ВСМ нужно не для удобства пассажиров, а для того, чтоб разгрузить от «Сапсанов» главный путь Октябрьской железной дороги, дабы дать возможность перевозить грузы. По мнению Елены Ноговой, смысл в этом есть, если освободившаяся нитка Октябрьской дороги, вольется в большую сеть Москва – Казань – Екатеринбург – Казахстан – Китай.
«Грузовые составы, ориентированные на поездки в Китай и обратно, будут застревать не у нас на Северо-Западе, а к востоку от Москвы. И там же, кстати, немало людей, ездящих в Москву на заработки». Таким образом, считает, Елена Ногова, перспективнее развивать дорогу на восток от Москвы.
Проект московско-петербургской ВСМ запускается уже в четвертый раз. Впервые о нем заговорили в 1988 году, потом в 1991-м, 1996-м и сейчас. Пока опрошенные нами специалисты оценивают вероятность реальной постройки ВСМ между Москвой и Петербургом не очень высоко.
Анна Хозяйкина