Глава Минфина Алексей Кудрин согласился на то, чтобы госбюджет опосредованно поучаствовал в финансировании строительства Западного скоростного диаметра. И теперь первые в России законные «инфраструктурные» облигации появятся именно в Петербурге.
Западный скоростной диаметр (ЗСД) – трасса, которая соединит северные районы Петербурга с югом, минуя городскую дорожную сеть. Предполагается, что общая протяженность трассы будет 46,4 км, причем часть магистрали пройдет над водой по эстакаде в Финском заливе. Общая стоимость строительства – около 212 млрд рублей. Предварительные сроки окончания строительства – 2015 год. Планируется, что пропускная способность трассы составит более 100 тысяч автомобилей в сутки. Часть трассы уже построена и с января 2011 года может стать платной. Размер платы неизвестен, устанавливает его Смольный.
Из “континентальной” части ЗСД уже готово примерно 20 процентов. На прошлой неделе губернатор открыла очередной маленький участок на юге, и там уже можно ездить. Теперь от Кольцевой дороги без пробок и светофоров можно проехать до Благодатной улицы, при этом построено несколько съездов как на улицы Московского и Кировского районов, так и в сторону порта. Уже сейчас контейнеровозы могут ездить по части ЗСД, не забивая улицы южной части города. В торговой гавани строятся несколько новых контейнерных терминалов, и если окончание их строительства совпадет с завершением строительства ЗСД, развитие порта не будет мешать жизни горожан – вывоз контейнеров пойдет, минуя дорожно-уличную сеть.
Участок от Кольцевой до Благодатной строится на деньги бюджета Петербурга. Но совсем скоро ответственность за ЗСД возьмет на себя и федеральный бюджет через гарантии под ценные бумаги, которые намерено выпустить ОАО “ЗСД” (принадлежит администрации Петербурга). Министр финансов Алексей Кудрин одобрил предоставление госгарантий под облигации на 25 миллиардов рублей для строительства дороги. Это будет первый в истории России выпуск инфраструктурных облигаций под отдельный проект, а государственные гарантии позволят получить меньшую процентную ставку при их размещении. Ну а если ОАО “ЗСД” вдруг обанкротится, то расплачиваться с покупателями облигаций будет федеральный бюджет. Кстати, именно так в 90-х годах произошло с РАО “ВСМ”, которое для строительства скоростной железной дороги взяло кредиты под федеральные гарантии, и потом Минфину пришлось расплачиваться с инвесторами. Понятия “инфраструктурные облигации” тогда не было, но в определенном смысле суть финансирования была такая же.
Уже в ноябре “ЗСД” станет первым эмитентом инфраструктурных бумаг в России под госгарантии, а номером два в списке претендентов значится, по некоторым данным, порт в Усть-Луге.
В Смольном говорят, что в ноябре выпустят облигации на 10 миллиардов рублей, и еще на 15 миллиардов – в следующем году. Впрочем, весной чиновники говорили все то же самое, только даты были – август и ноябрь. Вырученные средства планируется потратить на то, чтобы довести ЗСД до всех районов Морского порта. Сейчас ЗСД соединяет третий и четвертый грузовые районы Морского порта Санкт-Петербурга и КАД, после полной сдачи южного участка к концу следующего года можно будет вывозить грузы, минуя городскую сеть, и из остальных районов порта. Кроме того, по словам специалистов, занятые на открытом рынке под правительственные гарантии деньги пойдут на северный участок трассы – от Приморского проспекта до трассы “Скандинавия”.
Таким образом, на наземную часть трассы ЗСД деньги собрали, осталось решить самый сложный вопрос – на какие средства строить надводную часть, которая пройдет по эстакадам через залив, огибая Васильевский остров. Незадолго до кризиса инвестором этого участка был выбран холдинг Олега Дерипаски “Базовый элемент”, но осенью 2008 года олигарх обнаружил, что у него хватает проблем и без строительства мостов через залив. И проект завис.
По данным источников журнала, в ближайшее время будет объявлен предварительный этап конкурса на строительство этого участка трассы, а пока идут активные поиски компании, которая не только возьмется за это, но и найдет финансирование. Один из вариантов – известная в Петербурге управляющая компания, которая уже осуществляет несколько крупных проектов. А финансовую часть, которую специалисты оценивают в 100 млрд рублей, смогут потянуть только государственные банки – ВТБ, ВЭБ или Сбербанк РФ. Какой будет схема финансирования – кредиты, концессия или что-то еще, – пока непонятно.
Смольный мечтает, чтобы вся трасса была построена уже к 2015 году, но многие эксперты сомневаются в этих сроках – слишком сложное и дорогое проектное решение предстоит подготовить для надводной части магистрали.