Повторит ли Путин путь Кирилла?

В русской православной церкви нынче праздник: 10 лет назад, 1 февраля 2009 года, ее патриархом стал митрополит Кирилл (Гундяев). Он празднует юбилей своей власти на полгода раньше Владимира Путина, который стал «преемником» в августе 1999 года. Если смотреть на дело с платоновской точки зрения или, проще выражаясь, руководствоваться принципом «что на небе – то и на земле», можно провести много разных параллелей.

Кирилл – яркая публичная фигура и все его действия, от жестокого преследования «пусек» до поцелуя с папой Римским, не требуют дополнительного описания. Из неизвестных нецерковной общественности деяний можно назвать административную реформу, вдвое увеличившую число епархий и епископов. Формально она проводилась для «приближения» архипастырей к их пастве. Неформально – для размывания старой аристократии новой, всем обязанной своему сюзерену. На практике привела к увеличению административной надстройки над приходами, росту числа хрестоматийных владык-самодуров и, в конечном счете, увеличению поборов со священников. Которые должны не только делать регулярные отчисления в епархии, но и подносить епископам со всей их челядью «конвертики» по любому поводу – от именин до «архиерейской службы», когда местный владыка приезжает в приход на богослужение.
Зная этот небольшой бэкграунд, можно проводить параллели между небом и землей.
И страна, и церковь стали жить богаче. В обоих случаях, впрочем, богатство не привело к счастью: расслоение усилилось, справедливости и защищенности стало меньше, а беззакония – больше. Очевидное моральное разложение правящей верхушки и другие признаки загнивания, о которых любят писать правдорубы, видны в обеих структурах.
Оба лидера харизматичны и пользуются авторитетом, но оба сидят – каждый на своих – штыках. При этом если в стране – некое подобие корпоративного государства 30-х годов XX века, то в церкви – и вовсе дремучее крепостничество: священник полностью подчинен воле епископа, который может назначить его на приход и снять с прихода, а уйти в другую епархию возможно, только получив в нынешней отпускную грамоту. Обе структуры загнали себя в международную политическую изоляцию.
Но есть одно отличие: если Путин взял Крым, то Кирилл потерял Украину.
Большая и мощная Россия легко отжала у Украины Крым. Богатая и мощная РПЦ проиграла дипломатическую войну Константинопольскому патриарху, земля которого уже скоро 600 лет, как захвачена «неверными», и столицу которого невозможно найти ни на одной карте. Не помогли ни собственные несметные сокровища, ни политическое влияние Кремля. Как же так?
Есть фактор, который сильнее денег, территорий и даже «Искандеров». Называется – моральное старение. Когда ты живешь феодальными схемами, а вокруг тебя – уже постиндустриальное общество, ты неизбежно проиграешь.
Осталось только дождаться, когда принцип «что на небе – то и на земле», сработает и в этом случае.

Станислав Волков