Появились первые «счастливцы», оформившие загранпаспорт через Интернет

С 1 апреля у граждан России появилась возможность оформлять загранпаспорт через Интернет на сайте www.gosuslugi.ru. Тот, кто уже проходил эту процедуру в УФМС подтвердит, что получение желанного документа всегда омрачалось многочасовыми очередями и бесконечным сбором справок. Оформление документов не выходя из дома – начинание, конечно, хорошее. Но так ли просто все оказалось на самом деле? Некоторым интернет-пользователям уже удалось пройти полный цикл получения красной корочки, и они поделились своими впечатлениями в Глобальной Сети.

           По замыслу разработчиков системы, процедура подачи заявки через Интернет должна была выглядеть следующим образом. Для начала гражданин должен зарегистрироваться в “личном кабинете” на сайте gosuslugi.ru, заполнив предложенную форму. После этого ему в течение двух недель по почте должны выслать бумажное письмо с логином и паролем от виртуального кабинета. Затем человек сможет наконец зайти на сайт из-под своей учетной записи и подать свое электронное заявление. После подачи заявления на загранпаспорт, пользователю должно прийти уведомление о сроках явки в ФМС. В случае оформления паспорта старого образца приходить в миграционную службу придется один раз, чтобы принести квитанцию об оплате госпошлины, свои фотографии и получить готовый документ. При оформлении биометрического паспорта явиться придется дважды, в первый раз – чтобы сфотографироваться, а второй – чтобы получить документ.

Блогер Yacoder был одним из первых, кто решил воспользоваться новой электронной госуслугой. “Решил подать заявку на новый загранпаспорт через эти ваши Интернеты… Одна проблемка – для этого нужно там зарегистрироваться. А для этого, в свою очередь, нужен ИНН и СНИЛС. СНИЛС (если вы ВДРУГ не знали) это номер с зелёненькой карточки пенсионного страхования. … Ну, забил я свои данные, значит, утром. Подтвердил e-mail письмом, подтвердил номер телефона смской, пришло время проверить СНИЛС и мне говорят, что, мол, так и так, в базе не найдено, весьма сожалеем, извольте обратиться в Пенсионный Фонд РФ. … Заехал в УПФР по СПб и ЛО по дороге на работу. В справочной на входе тётенька сказала, что вообще никакой системы ГосУслуги не знает и что это выдумки какие-то и нигде в интернете моего номера нет. <...> Операционистки, конечно, ничего ни про какие госуслуги тоже не знали, и даже не знали что такое просто “сайт”. <...> Отправили меня к начальству. Зашел к начальнице отделения, там знали про сайт и про устройство их базы, но сказали, что вся эта информация в ПФР строго секретная и никто снаружи к ней никакого доступа не имеет, а то, что “Медведев там говорил” будет к 2012 году, поскольку “сайт сырой”. <...> Нашел блог сайта госуслуг в ЖЖ. И там уже выяснил, что как раз такая проблема с доступом к СНИЛС бывает, из-за того что сервисы ПФР часто перегружены и не отвечают на запросы! Рекомендовали попробовать “в другое время суток”. Ну, я и зашел. И, вуаля, всё прокатило”

Блогер ecm_discovery благополучно прошел процедуру регистрации и получил письмо с логином и паролем по почте. Согласно регламенту получения письма, оно должно придти в течение двух недель. Срок немаленький, тем более что многие торопятся оформить паспорт к надвигающемуся сезону отпусков, а при личной явке ждать не надо. Пользователя ecm_discovery удивило, что при получении письма на почте никто не стал сверять его паспортные данные и адресата на конверте, то есть письмо с личными данными отдали “неизвестно кому”. К ФМС эта претензия не относиться, это скорее проблема Почты России. “Рассматриваем штемпели (напомню, всю процедуру первичной регистрации мне удалось пройти 01.04.2010, в четверг, вечером): Исходящий штемпель отмечен 07.04.2010, средой. Т.е. без малого неделю письмо путешествовало где-то между канцелярией Ростелекома и почтамтом Павелецкого вокзала… Входящий штемпель моего места жительства (ближнее Подмосковье, 20 км от МКАД) – 14.04.2010, тоже среда. Т.е. еще неделю письмо “ехало” расстояние в 42,5 км… Но вот где письмо путешествовало со среды, 07.04, по пятницу 09.04 – это загадка”.

Если со сроками все оказалось по большей части понятно, то стоимость такой услуги для государства несколько удивила. Блогер подсчитал, что с учетом всех затрат, на пересылку логина и пароля одному человеку уходит порядка 65 рублей. “Ладно, со сроками разобрались, теперь посмотрим на стоимость. На лицевой стороне стоит оттиск франкировальной машины – 24,15 р. Если посмотреть в тарифы Почты России, то узнаем, что это стандартная (без НДС) стоимость пересылки заказного письма весом до 20 г. На обратной стороне конверта еще один оттиск – 9,00 р. Опять же справляемся в тарифах Почты России – это стоимость пересылки (также без НДС) уведомления о вручении. Вот это уже маленькое открытие – коды активации рассылаются не просто заказными письмами (что было очевидно из описания процедуры регистрации), но и с обратными уведомлениями о вручении. Таким образом, почтовые услуги по пересылке одного письма с кодом активации составляют почти 40 рублей (если быть совсем точным – 39,12 р). Но мы еще не посчитали стоимость труда работниц канцелярии Ростелекома – в расчете на одно письмо. <…> Итого, пересылка одного кода активации обходится бюджету в 65 рублей”.

В самом письме не было никаких инструкций по пользованию сайтом. Видимо, системой предусмотрено, что все разделы можно будет легко заполнять, пользуясь одной лишь интуицией. “Полученный в “письме счастья” код активации представляет 16-разрядную цифровую последовательность – 4 группы по 4 цифры. Не буду высказывать далеко идущих предположений, но первое, что пришло мне в голову при взгляде на этот ряд цифр – номер пластиковой карты. <…> На самом деле, в полученном письме не было никакой инструкции – была динамическая ссылка, использовавшаяся для верификации адреса почты”. После активизации учетной записи государственный портал даже поздравляет пользователя с долгожданной регистрацией. Это явный приоритет виртуального общения, ведь “вживую” в ведомстве вряд ли бы поздравили.

На сегодняшний день, судя по сообщениям в Интернете, дальше этого самого поздравления и подачи электронного заявления, пока никто не продвинулся. Теперь блогерам придется еще немного подождать до того момента, когда им все-таки придется выйти из дома и дойти до выбранного отделения ФМС, а также постоять-таки немного в очереди за свеженьким загранником.

Хотя новая виртуальная система функционирует уже почти месяц, воспользоваться ею смогли немногие. У ряда граждан возникают сложности уже на этапе заполнения анкеты. Если какой-то пункт не соответствует действительности или не подходит пользователю, то система просто-напросто не позволяет ему двигаться дальше.

Блогер ppa80 уже с самого начала оформления документов столкнулся с трудностями: “Из примечательного – можно указать место получения заграна. Но фактически оно привязано к регистрации по месту пребывания или жительства. Хотя, в соответствии с законодательством, загранпаспорт можно получить и по месту жительства или пребывания не подтверждённому регистрацией… Ещё одна особенность – нет места для указания места пребывания. Т.е. есть место для указания места жительства (место регистрации по месту жительства), но нет места для указания собственно где ты живёшь по факту. По-любому здесь тоже ожидаются переделки или трудности, потому как не отражают действительности. Сейчас в обычной анкете указывается всё это в одном пункте, а в госуслуговской анкете нет места для таких вольностей. <…> Затем посмотрел анкету для несовершеннолетнего на 5 лет… Но опять есть одна неприятная фигня! Моя дочка не имеет регистрации по месту жительства (но имеет регу по месту пребывания), и что прикажите писать в этих полях (а они требуются, без них нельзя продолжить!)? <...> В анкетах на 10 лет такого нет”.

Aatall “Мне вчера тоже удалось подать заявку на 10-летний загран через сайт госуслуг… Не знаю, с какого раза, но… удалось! <…> Фотку закачал – черно-белую, прокатит/нет – не знаю. Перед этим – долго вырезал графическим редактором так, как надо, “на глазок” – хорошо, что на сайте есть ряд правильных/неправильных образцов фотографии. <…> Что не понравилось – когда заполненную форму “Отправлял” уже в “самый последний раз”, т.е. уже в ФМС, после проверки всех введенных данных, мне высветился ответ, что, мол, сервис сейчас недоступен, мол, попробуйте позже… Решил сегодня еще раз попробовать – захожу, а мне уже говорят, мол, Вы уже заявку отправляли… мол, смотрите в списке заявок”.

dmart-again “Моего посёлка не оказалось в перечне населённых пунктов района. Неужели не могли тупо КЛАДР импортировать? Плюнул и подал документы на новый загран традиционным путём”.

Приживется эта система или нет, и если да, то когда она нормально заработает – непонятно. Ясно одно – в любом случае при работе с автоматическим заполнением всегда будут возникать индивидуальные проблемы, ведь учесть все нюансы просто невозможно. Оформление загранпаспорта через портал www.gosuslugi.ru оказалось не таким уж простым делом, как это было обещано. Это значит, что многие граждане по-прежнему предпочтут придти в ФМС лично, а очереди, в преддверии отпусков, явно не станут меньше.