Комитет по градостроительству и архитектуре СПб представил новый «Архитектурно-художественный регламент Невского проспекта и прилегающих к нему территорий». Идея документа обсуждается десять лет, но и сейчас вопросов остается много.
В начале 2000-х после бурной полемики научно-экспертный совет КГИОП одобрил решение перекрасть Строгановский дворец из зеленого цвета в бледно-розовый. И тогда заговорили о необходимости узаконить цвет фасадов в историческом центре. Сочинению регламентов помешали юбилей Петербурга и смена городской администрации. В 2007 – 2008 годах КГА заказал частным фирмам подготовить регламент Невского проспекта в части колористики фасадов и дизайна информационных носителей. Но то ли из-за отсутствия воли, то ли из-за дефицита средств и эта работа не была завершена.
Новую версию регламента Невского проспекта КГА создавал собственными силами – управлением ландшафтной архитектуры и отделом эстетики и дизайна городской среды.
Регламент был утвержден распоряжением КГА № 1759 от 28 мая 2010 года и внесен в реестр нормативных актов 20 июля 2010 года, но официально опубликован только 13 декабря 2010 года. Самое любопытное, что на первой странице этой публикации строит гриф “утвержден правительством Петербурга” без даты и номера. Но главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев и начальник управления ландшафтной архитектуры Лариса Канунникова заверили, что документ действует. Впрочем, в него будут вноситься изменения, а каждый элемент оформления, будь то форма вывески или дизайн столиков летнего кафе, может обсуждаться индивидуально.
Кроме требований к цвету всех 159 фасадов (кстати, половина из них находится под защитой КГИОП) регламент Невского проспекта определяет требования к дизайну автобусных остановок, телефонных будок, информационных тумб, летних кафе, тележек для торговли мороженым. Предложены варианты размещения кадок с цветами на балконах, места размещения информационных носителей и дизайн ночной подсветки зданий.
Основное сочетание цветов – бордовый (для тентов) и темно-зеленый (для тумб, тележек с мороженым и т.д.). Регламент запрещает крепить конструкции к фасадам.
Летние кафе на Невском проспекте могут размещаться при ширине тротуара не менее 5 метров, оставляя проход для пешеходов не менее трех метров. Информационные носители должны состоять из отдельных букв и размещаться между 1-м и 2-м этажами, иногда между 2-м и 3-м. Их количество определено для каждого фасада. Например, на доме 57 – отведено два места, на доме 69 – шесть, а на Дворце творчества юных – ни одного.
Что делать, если в здании работает больше организаций, чем информационных мест, регламент не говорит. Как заметил г-н Митюрев, в этом случае придется договариваться.
Консоли должны размещаться не ниже 2,5 метра от уровня асфальта, не выступать больше чем на 1,1 метра от стены. Максимальная высота консольного носителя – 3 метра, консоли не должны находиться вплотную к эркерам, закрывать декор и скульптуру.
Главное обещание чиновников произнес Андрей Жилин, начальника отдела эстетики и дизайна городской среды: после окончания сроков аренды будут убраны носители на крышах домов по Невскому проспекту.
По источникам, регламент был согласован летом 2010 года председателем Комитета по печати Юрием Зинчуком. Но рекламные носители по-прежнему находятся в ведении этого комитета, и он будет решать судьбу видеоэкранов на крышах.
Чтобы следить за исполнением регламента, обещаны совместные усилия КГА, КГИОП, милиции (теперь – полиции) и районной администрации. Штрафы – до 500 тысяч рублей. По нашим данным, сейчас функции контроля за несанкционированной “наружкой” отданы в руки жилкомсервисов. С которыми можно договориться значительно дешевле.
Комментарий
Иван УРАЛОВ, главный художник Петербурга в 1994 – 2004 годах:
– Регламент Невского проспекта, как и подобные документы для других улиц должны утверждаться законом Петербурга или постановлением городского правительства, которые позволят требовать его строгого выполнения. Иначе он толком действовать не будет.
Чтобы всерьез улучшить облик Петербурга, необходимо восстановить должность главного художника, а также создать Комитет по эстетике городской среды (сейчас это отдел в КГА, прежде было управление). Он должен заниматься и наружной рекламой, и озеленением, и монументальным искусством, а руководить им может только крупный архитектор или дизайнер.