Правда о жизни в СССР – из учебников по математике

По школьным учебникам математики можно изучать подлинную историю и экономику страны. Другие источники могут врать, но в математике – всё точно.  «Город 812» проштудировал советские учебники  по этому предмету с 1925-го по 1991 год.  Много интересного узнали: и про экономику, и про инновации, и про советский быт.  Знаете, как в СССР экономили в сусликах,  выполняли план по дырам и внедряли SWOT-анализ силами пионеров? Ответы – в задачах.

 SWOT-анализ имени Сталина

В СССР SWOT-анализ* начали использовать намного раньше, чем его изобрели в Гарварде (в 1960-е). Еще в начале 1930-х советские умы придумали,  как в стране с неразвитой инфраструктурой регулярно получать Big Data о реальной экономической ситуации на местах. Причем без всяких затрат. Ключ – в учебниках по математике.

Пионеры решали на уроках задачи, в которых требовалось получить данные «с мест». В родном колхозе или на заводе  узнать, на сколько процентов выполнен план, вычислить производительность труда, измерить надои, посевы, затраты и зарплаты. Решения задачек складывались в отчеты. Вот примеры.

  •  *SWOT-анализ – универсальный метод стратегического планирования, который применим в разных сферах экономики и управления. Основан на выявлении факторов внутренней и внешней среды объекта. Метод можно использовать по отношению к объекту любого уровня: к продукту, предприятию, отрасли, региону.

 

«За апрель месяц по руднику фосфоритного завода намечалось по плану добыть 7500 тонн руды; добыто же 5064 тонны. Определить % выполнения промфинплана? План не выполнен вследствие недостаточного применения в жизни завода 6 условий тов. Сталина. Познакомьтесь, как выполняется план в вашем колхозе или предприятии, и напишите в стенгазету колхоза или завода».

(Учебник 1932 года)

 

«Паровой маслобойный завод с двигателем в 9 лошадиных сил перерабатывает в час 120 кг льняного семени. Из 12 кг семени получается 3 кг масла и 6 кг жмыхов. Сколько масла и жмыхов получится в течение 5 часов работы?  Обследовать мельницу и маслобойный завод, которые имеются в окрестностях.  Узнать: 1) производительность в час;  2) какую плату берет мельница и маслобойка; сравнить производительность вашего завода с данными, приведенными в задачах».

(Учебник 1930 года)

 

«Задача-проект (звеньевая работа). В колхозе труд и имущество общие, землю обрабатывают машины, и хозяйство приносит больше доходу.

1 звено узнает: как называется колхоз, сколько отдельных хозяйств в него вошло, какое имущество для всех членов общее?

2 звено узнает: какие машины имеет колхоз, что делает каждая машина, сколько она стоит?

3 звено узнает: сколько получают члены колхоза за свой труд?»

(Учебник 1930 года)

 

Пионеры – враги сусликов

 Юные коммунары вносили важный вклад в ВВП страны. Они собирали шишки, червяков, ландыши, деньги, металлолом и истребляли  сусликов (жестокие времена были!).

Решите задачи, и вы всё поймете сами.

 

«Пионеры уничтожили на полях колхоза 78 семей сусликов. Суслик съедает в год около 12 кг зерна. Сколько зерна сберегли пионеры за год, если считать, что семья сусликов состоит из 5 зверьков? Сколько зерна сберегли бы пионеры за год, если бы они уничтожили 96 семей сусликов?»

(Учебник 1965 года)

 

«Пять мальчиков собирали в саду червей. Садовник дал им за это 15 яблок и велел разделить поровну. По скольку яблок досталось каждому мальчику?»

(Учебник 1962 года)

 

«Учащиеся одной школы собрали в фонд голодающим детям капиталистических стран 37 руб., а учащиеся другой школы на 8 руб. меньше. Сколько рублей собрали обе школы?»

(Учебник 1932 года)

 

«Учащиеся IV группы Бобровской опытной школы организовали ячейку “Друг детей”. В ячейку записалось 18 человек. Каждый внес при вступлении 5 коп. и обязан уплачивать каждый месяц по 2 коп. Вычислите: 1) сколько денег внесли 18 человек при вступлении в ячейку; 2) сколько денег они будут вносить ежемесячно».

(Учебник 1932 года)

 

«На экскурсии Лена собрала 80 ландышей, а Петя – 90. Лена сделала букеты по 16 ландышей в каждом, а Петя по 18 ландышей. У кого получилось букетов больше?»

(Учебник 1958 года)

 

«Пионеры одного отряда собрали 28 кг шишек, пионеры другого отряда – на 6 кг меньше. Поставьте вопрос так, чтобы: 1) задача решалась одним действием; 2) задача решалась двумя действиями».

(Учебник 1958 года)

 

«Дети собрали за лето 140 жучков и 150 бабочек; жучков разложили в коробки по 20 штук в каждую, а бабочек по 30 штук в каждую. Во сколько коробок разложили всех насекомых?»

(Учебник 1962 года)

Бабушка, яд и капуста

 Дети в СССР занимались мелким  производством сельхозпродукции и промтоваров, оказывали услуги населению. Все это они делали бесплатно – какая экономия для страны!

«Кружок юных куроводов имел весной 8 кур породы «майя», а осенью 27. Сколько кур вырастил кружок за лето?»

(Учебник 1962 года)

 

«Миша ухаживал за капустой. На 2 грядах было посажено по 30 кочней. На одной гряде черви объели 15 кочней, а на другой – 21 кочень. Сколько осталось здоровых кочней?»

(Учебник 1930 года)

 

«Вася сделал 9 штук помазков для иода, а Петя на 4 штуки больше. Сколько сделал Петя? Для бинтов Нина заготовила 8 чистых белых тряпочек, а Ира на 5 штук больше. Сколько заготовила Ира? Сколько заготовили обе?»

(Учебник 1932 года)

 

«Для приготовления яда против вредителей-насекомых нужно в бочку налить 40 ведер чистой воды и развести в ней 400 г парижской зелени** и 1200 г негашеной извести. Сделайте расчет на 1 ведро, на 2 ведра, на 3 ведра».

(Учебник 1962 года)

  • ** Парижская зелень – используется или использовался как пигмент зеленых красок (до запрета в большинстве стран по токсичности, за исключением необрастающей окраски морских судов), компонент пиротехнических составов, родентицид, инсектицид и фунгицид. Кристаллический порошок зеленого цвета (оттенок зависит от тонкости порошка), нерастворимый в воде, растворимый в растворах кислот и аммиака. Один из самых токсичных мышьяксодержащих препаратов против мышей, крыс и насекомых – вредителей растений.

 

«Из 140 пионеров одной школы четвертая часть помогала старикам и инвалидам в обработке огородов, пятая часть – в заготовке топлива на зиму, а остальные пионеры убирали овощи. Сколько пионеров участвовало в каждой работе?»

(Учебник 1965 года)

 

«Школьники вырастили и роздали населению для посадки 1326 кустов смородины, крыжовника – на 478 кустов меньше, чем смородины, а малины – на 480 кустов больше, чем крыжовника и смородины вместе. Сколько всего ягодных кустов роздали школьники населению?»

 (1961 год)

 

«Бабушка купила 15 кочанов капусты. Донести ношу ей помогли два пионера. Один взял 4 кочана, другой 5. Сколько кочанов осталось нести бабушке». Ответ: бабушке осталось нести 6 кочанов.

 (1961 год)

Сборник арифметических задач (для ученика 1 класса). Часть III. Грацианский, Кавун. — 1925

Формула коровы

 До начала индустриализации Советский Союз был настолько аграрной страной, что учебники по математике для городских и сельских школ были разными. Деревенских детей учили повышать эффективность сельского хозяйства на понятных примерах.

 

«В нашем районе сеют лен. Скупщики-частники платили в этом году за волокно по 40 коп. за килограмм, а кооператив принимал лен по 48 коп. за килограмм. Какую выгоду получал крестьянин от продажи центнера льна через кооперацию?

ВЫВОД. Кооперация снабжает население сортовым зерном для посева, помогает приобретать машины и удобрение, налаживает сбыт урожая».

(1931 год)

 

«Колхоз сеял сортированным зерном, а деревня не занималась сортировкой семенного материала. Колхоз намолачивает 120 килограммов с сотни снопов ржи, а крестьянин – только 100 килограммов. На сколько больше намолачивает колхоз с сотни снопов и почему?

ВЫВОД: урожай зависит от качества семян”.

(1931 год)

 

«Для обработки и уборки одного гектара льна требуется мужских рабочих дней 65,5, женских 71,5, лошадиных 16 и 95 кг семян. Считая, что мужской рабочий день стоит 80 коп., женский 40 коп., лошадиный 70 коп., и килограмм семян 18 коп., вычислить, во что обойдется обработка гектара льна».

(1931 год)

 

«Пушной промысел в Ленинградской области в год дает около 500 штук барсуков, медведей на 350 штук  меньше, чем барсуков, волков на 50 штук больше, чем медведей, и рысей в два раза меньше, чем волков. Сколько штук медведей, волков и рысей в год дает пушной промысел в Ленинградской области?»

(1932 год)

 

«Под курицу можно положить 17 яиц, под утку 13, под гусыню 5, под индюшку 15. Сколько надо яиц под 5 кур? 7 уток? 18 гусынь? 6 индюшек?»

  (1928 год)

 

«Хлебный жук (кузька) за всю свою жизнь уничтожает до 400 хлебных зерен. 25 зерен весят 1 г. Сколько граммов зерна уничтожает один жук кузька?»

 

«Колхозница связала 18 веников парами. Сколько получилось пар?»

(1961 год)

 

«Средний урожай зеленой массы кукурузы для силосования равен 153 ц с га. Своевременное прореживание и шаровка увеличивают урожай на 141 ц с га. Каков урожай зеленой массы кукурузы на силосование с га при хорошем уходе?»

(1932 год)

 

«В деревне насчитывается 32 колодца: из них 4-я часть устроена во дворах. К половине остальных колодцев подходят сточные воды дворов. Сколько в деревне плохо устроенных колодцев?»

(1932 год)

 

«В колхозе соревнуются две бригады: комсомольская и «стариковская». Комсомольская бригада в 9 час. протравила 126 мешков пшеницы, «стариковская» в 8 час. – 112 мешков. Которая из бригад работала быстрее?»

(Правильный ответ: победила дружба! Из учебника  1933 года)

 

«В крупные колхозы входит все население целых районов. Получается район сплошной коллективизации. Примером такого объединения служит Еланский колхоз па Урале, в Ирбитском округе. Он имеет 50000 га пахотной земли, 671000 руб. паевых взносов и 356000 руб. вкладов. Какими средствами располагает колхоз на 1 га пашни?»

(1930 год)

 

«Чтобы узнать живой вес коровы, надо измерить длину туловища от холки до корня хвоста и обхват позади передней лопатки. Полученные числа (см) перемножить и разделить на 50. Последнее число будет равно числу кг живого веса. Узнайте, чему будет равен живой вес коровы, длина туловища которой от холки до корня хвоста равна 1 м 80 см, а обхват позади передней лопатки – 1 м 5 см».

(1932 год)

Норма дыр

 В задачниках для городских школ акцент сделан на тяжелую промышленность. И на ударников.

 

«На Невдубстрое ударник клепальщик Мартыненко дает 215 заклепок в 4 часа. Другой ударник  Митин дал в 4 часа на 15 заклепок больше. Сколько заклепок сделают оба ударника за 8 часов работы?»

(1932 год)

 

«На Невдубстрое ударник сверловщик Артемьев сверлит в полдня 625 дыр, а сверловщик Шумов – 575 дыр. Норма – 250 дыр в полдня. На сколько превысил норму каждый из ударников за целый день?»

(1932 год)

 

«На заводе 3600 рабочих. В 1931 году на каждую сотню приходилось два прогульщика в день. Сколько убытка приносили они государству, если каждый рабочий в среднем вырабатывал продукции на 20 руб. 05 к.?»

(1932 год)

 

«Новая отбойно-отгрузочная машина завода «Коммунист» за час может добыть и погрузить в вагонетки 75 т марганцевой руды. Сколько нужно новых отбойно-отгрузочных машин, чтобы заменить 15 старых производительностью по 50 т каждая?»

(1962 год)

 

«В первые дни своей работы магнитогорская домна давала 173 т чугуна в сутки. Ударный рабочий коллектив заставил домну давать чугуна на 558 т больше. Сколько тонн чугуна стала давать в сутки домна?»

(1932 год)

 

«Средний суточный пробег товарного вагона 105 км. XVII партконференция постановила путем улучшения работы довести пробег до 128 км. На сколько километров увеличится пробег товарного вагона в 30 дней?»

(1932 год)

 

«Длина всех водопроводных, отопительных и других труб, уложенных в высотном здании Московского университета, – 2400 км, что в 2 раза больше расстояния от Москвы до Крыма. Как велико расстояние от Москвы до Крыма?»

(1962 год)

А китайцам хуже

 Мировой экономике находилось место в учебниках по математике. Преимущества советского хозяйства доказаны на примерах сложения и вычитания.

 

«Китайский кули работает на капиталиста по 16 часов в день; у нас в СССР чернорабочий работает по 7 часов в день. На сколько часов больше в 10 дней работает кули, чем чернорабочий в нашем Союзе?»

(1932 год)

 

«В некоторых польских пекарнях дети работают с 4-х часов дня до 8-ми часов утра – всю ночь без перерыва. Сколько часов работают в Польше дети?»

(1932 год)

 

«В 1931 г. в Англии хлопчато-бумажная промышленность работала в неделю всего лишь 30 часов, в то время как в СССР в 3-м году пятилетки хлопчато-бумажная промышленность работала на 117 часов в неделю больше. Сколько часов в неделю работала наша хлопчато-бумажная промышленность в 3-м году пятилетки?»

(1932 год)

 

«В Китае каждый рабочий шелковой промышленности изготовляет в день 8 мотков шелка; за каждый моток он получает по 2 коп. Кроме того ему дают очень скудную пищу, которая стоит в день приблизительно 4 коп. Сколько денег в день заплатят в Китае 9 рабочим шелкового производства?»

(1932 год)

 

Мама сшила 7 тетрадей

 Инновации в потребительской сфере обеспечили качественный рост эффективности домоводства. Драйверами  стали коллективные столовые и прачечные. Как жили люди, что ели, что покупали? Как разводили спирт и расплачивались медом?

Ответы  – в задачах.

 

«Женщина стирает белье два раза в месяц, затрачивая на это каждый раз 7 часов. Сколько времени освободится у нее в течение месяца, если она будет сдавать белье для стирки в колхозную прачешную?»

(1932 год)

 

«Домашняя хозяйка затрачивает на приготовление пищи, примерно, четверть суток. Сколько времени освободится у домашней хозяйки в течение полумесяца, если семья будет питаться в колхозной столовой?»

(1932 год)

 

«За 25 дней отдыха рабочий прибавил в весе 2 кг 400 г. Определить среднюю прибавку в весе за 1 день».

(1962 год)

 

«Мать сшила для детей 7 тетрадей по 4 листа, и 5 тетрадей по 5 листов. Сколько бумаги пошло на все тетради?»

(1962 год)

 

«Мать может купить на свои деньги или 3 коробки мыла, по 8 кусков в каждой, или столько же кусков мыла, по 4 куска в коробке. Сколько коробок по 4 куска мыла она может купить на те же деньги?»

(1962 год)

 

«Когда отец издержал 57 руб., у него осталось еще 28 руб. Сколько у него было денег?»

(1962 год)

 

«В первом квартале этого года (1932) открыто по Ленинградской области 202 магазина, 430 ларей и палаток, 142 ларька на базарах и 31 закрытый распределитель. Сколько открыто торговых учреждений?»

(1932 год)

 

«До Октябрьской революции в Ленинграде было 210 км трамвайных путей. К пятнадцатой годовщине Октября их было уже 400 км. На сколько увеличилась за это время длина путей?»

(Из учебника 1932 года. Для справки: сегодня в Петербурге 228 км трамвайных путей).

 

«Из бака, наполненного спиртом, вылили часть спирта и долили водой; потом из бака вылили столько же литров смеси; тогда в баке осталось 49 л чистого спирта.  Сколько литров спирта вылили в первый раз, и сколько во второй раз, если вместимость бака 64 л?»

(1966)

 

«Владимир Ильич Ленин родился 22 апреля 1870 г., а умер 21 января 1924 г. Определите, в каком возрасте умер Владимир Ильич. Сколько времени прошло со дня его рождения до Октябрьской революции?»

(1958 год)

 

«На Ростсельмаше будет 10000 рабочих и служащих. Можно предположить, что половина их будут семейные, а остальные холостые. В семье в среднем 4 человека. На человека полагается 9 кв. м жилой площади и 17 кв. м служебных построек. Какая площадь жилых и служебных построек должна быть выстроена для населения Ростовского сельмашзавода?»

(1932 год)

 

«Ребенку в месяц достаточно 4 кг крупы, взрослому надо в три раза больше. Сколько килограммов крупы нужно взрослому?»

(Ответ: 12 кг в месяц. Для справки: нормы Минздрава сегодня – 1,75 кг крупы в месяц на взрослого. Учебник 1962 года)

 

«В деревне было 12 радиоприемников. Через год радиоприемников стало уже 38. На сколько увеличилось число радиоприемников за год?»

(1958 год)

 

«Колхозникам выдали за работу 525 кг меда в семи одинаковых кадках, а на корм пчелам оставили 2 такие кадки меда. Сколько всего меда собрано в колхозе?»

(1965 год)

 

«На строительство Волгоградской имени XXII съезда ГЭС на баржах прибыло 600 домов для строителей, из них двухквартирных в 2 раза больше, чем одноквартирных. Сколько прибыло тех и других домов?»

(1962 год)

 

«В селе было 50 неграмотных. К 1 мая 1932 г. неграмотность ликвидирована. За каждого неграмотного на содержание лик-пункта сельсовет заплатил по 20 рублей. Сколько средств израсходовано на ликвидацию неграмотности?»

(1932 год)

 

«В детском доме воспитанник получал ежедневно по 375 г белого хлеба, а черного на 250 г меньше. Сколько всего хлеба расходуют на одного воспитанника за 1 месяц?

(1962 год)

 

«В детский дом привезли 2 бочонка селедок; в одном бочонке было 60 селедок, а в другом в два раза меньше. Сколько селедок было в двух бочонках?»

(1962 год)

 

«В Красной армии нормой роста считается 1,6 м. При осмотре призываемых измерение роста четырех граждан записано так:  1) больше нормы на 4,5 см; 2) больше нормы на 3,0 см; 3) меньше нормы на 0,8 см; 4) рост нормальный. Как произвести запись, пользуясь для нормального роста отметкой 0?»

(1930 год)

 

«Женщина собрала 54 яйца; третью часть их она оставила себе, а остальные сдала в кооператив. Сколько яиц она сдала в кооператив?»

(1962 год)

В сберкассе – без перемен

 За сто лет денежно-кредитная политика в стране не сильно изменилась. Из задачников 1930-х годов.

 

«Государственная сберегательная касса платит 8%  прибыли в год. Какую прибыль принесут 40 руб., если их положить на год в сберегательную кассу?»

(1930 год)

 

«Заем индустриализации приносит 6% прибыли в год. Сколько прибыли даст облигация в 5 руб.?»

(1930 год)

 

«Рабочий подписался на заем “Пятилетка в 4 года” на 80 руб. и на заем “3-й решающий год пятилетки” на сумму в 2 раза большую. На сколько рублей всего подписался рабочий?»

(1932 год)

 

«Трактор стоит 1980 руб. 25% стоимости нужно уплатить при покупке, остальная сумма может быть рассрочена на 6 лет с начислением 6% годовых на сумму долга. Сколько придется уплатить наличными при покупке трактора?»

(1930 год)

 

«Крестьянин-единоличник получил 130 руб. дохода. Со 100 руб. дохода он должен платить 7 руб. налога и с каждого рубля сверх 100 руб. еще по 5 коп. Вычисли его налог».

(1932 год)

 

«Бригада из 5 ударников получила 1000 руб. премии. Пятую часть этих денег она передала в фонд МОПР, восьмую часть на постройку самолета. Остальные деньги разделили поровну между членами бригады. Сколько денег получил каждый член бригады?»

(1933 год)

 

Что почем? Ностальгическое

 Мало кто помнит, какие были цены в гастрономах и «промтоварах» в прошлом веке. Точные сведения – в школьных учебниках.

«Килограмм картофеля стоит 12 коп. Сколько стоит 100 кг?»

(1932 г.)

 

«Килограмм сахара стоит 64 коп. Сколько придется заплатить за 375 граммов сахара?»

(1930 г.)

 

«Петя купил себе 5 тетрадей по 3 коп. и карандаш за 5 коп. Сколько стоили его покупки?»

(1930 г.)

 

«Колхозник купил топор за 4 руб. 75 коп. и вилы за 1 руб. 28 коп. Сколько сдачи получил он с 10 руб.?»

(1933 г.)

 

«Рабочий купил патефон за 25 руб. и рассчитал, что если он купит еще костюм, который стоит вдвое дороже, то у него останется 15 руб. Сколько денег было у рабочего?»

(1962 г.)

 

Основной постулат первых советских учебников – они должны быть правдивыми.

«Задачи должны заимствоваться из жизни, ближайшей к школе. Часть задач, поскольку они соответствуют трудовой сфере школы, может быть использована учителем [из учебника], другая часть, конечно, должна быть заменена иными, более правдивыми задачами для данной местности», – написали методисты И.И. Грацианский, И.Н. Кавун в предисловии к «Сборнику арифметических задач для сельской школы», изданном в 1925 году.

Елена Роткевич

  

 

Список использованных учебников: Учебник по математике для 2-го года городских школ. Великославинский А.П. – 1932 г.; Математика для 3 класса. Пчёлко А.С. и др. – 1991 г.; Математика в школе. 3-й год обучения. Отто Е.А. – 1932 г.; Сборник арифметических задач. Три тома. Первый год обучения для сельской школы. Грацианский, Кавун. – 1925 г.; Учебник по математике. 4-й год обучения. Лексин Н. – 1932 г.; Учебник математики для 4 класса. Виленкин, Нешков, Шварцбурд, Чесноков, Семушин. – 1977 г.; Математика для 5 класса. Ред. Маркушевич А.И. – 1971 г.; Математика. Учебник для 3-го года обучения. Бердинов И. и др. – 1932 г.; Первые шаги в математике. 3 год обучения. Ланков, Мошкова. – 1930 г.; Первые шаги в математике. 4 год обучения. Ланков, Мошкова. – 1930 г.; Учебная книга по математике для 3 класса. – 1932 г.; Учебная книга по математике для 4 класса. – 1932 г.; Рабочая книга по математике. Для 5-го года обучения в городской школе. Берг, Знаменский, Попов, Слудский, Хвостов, Щетинин. – 1930 г.; Математика. Рабочая книга для 6 года обучения. Березанская Е.С. и др. – 1931 г.; Математика. Рабочая книга для 7 года обучения. Березанская Е.С. и др. – 1931 г.