Случалось ли вам, выходя из поезда в метро и направляясь к эскалатору, сталкиваться с потоком странных личностей, одержимых желанием пойти наперерез? Проанализировав это явление, мы поняли, что дело тут в странной, противоречащей петербургским традициям организации пешеходного движения на многих станциях. И попытались решить эту проблему вместе с работниками Петербургского метрополитена.
Дань английским традициям?
Как нетрудно заметить, на многих станциях Петербургского метрополитена эскалаторы размещены в наклонных тоннелях так, как будто общепринятым и привычным в Петербурге является правостороннее движение, как в Англии, Индии и т.п. Эскалатор на выход (он же – на подъем) расположен с левой стороны наклонного тоннеля, а на вход (на спуск) – с правой (по отношению к тому, кто хочет подняться). Из-за этого человек, приехавший на станцию “Гостиный Двор” со стороны “Рыбацкого” и желающий подняться на поверхность, вынужден идти налево, пересекая сразу два потока людей – тех, кто спускается и желает уехать в сторону “Приморской”, и тех, кто только что спустился и садится на поезда в сторону “Рыбацкого”. Кроме того, выходя из вагона, они, конечно же, смотрят налево – во-первых, потому, что собираются туда идти, во-вторых – по привычке. Причем таких пассажиров большинство, так как от “Рыбацкого” до “Гостиного Двора” 7 станций, и если считать, что поезд останавливался почти на каждой остановке (такое в метро встречается довольно часто), пассажиров накопилось, конечно, больше, чем в поезде, приехавшем со стороны “Приморской”, ибо до “Приморской” только 3 станции-копилки.
У приехавшего меньшинства тоже проблемы. Пассажиры, прибывшие со стороны “Приморской”, сталкиваются с пассажирами, только что спустившимися и желающими уехать в сторону “Приморской”.
Нетрудно заметить, что стоит нам поменять эскалаторы на спуск и на подъем местами, как многие проблемы исчезнут. Приехавшие со стороны “Рыбацкого” – не для того, чтобы, потратив 22 рубля, оставаться, как идиотам, на глубине, а чтоб сходить, например, в Большой зал филармонии – будут подниматься на поверхность, не пересекая встречных пассажиропотоков. Правда, спускающиеся и желающие уехать в сторону “Рыбацкого”, будут сталкиваться с теми, кто приехал со стороны “Приморской”, но этих, приехавших с “Приморской”, будет не так много, так как от “Приморской” только три станции.
Промчавшись по всем станциям Невско-Василеостровской линии с их дублерами на пересекающихся линиях (типа “Невский проспект-Гостиный Двор”), я обнаружил 6 станций с правосторонним и неестественным для Петербурга пешеходным движением – “Гостиный” (открыта в 1967 г.), “Невский проспект” (1963), “Сенная” (1963, тогда – “Пл. Мира”), “Василеостровская” (1968), “Площадь Восстания” (1955, оба выхода – на Московский вокзал и на Невский проспект), “Пл. Александра Невского I” (1967), и 6 станций, приспособленных под нормальное, левосторонне движение – “Приморская” (1979), “Маяковская” (1967), “Елизаровская” (1970), “Ломоносовская” (1970), “Пролетарская” (1981), “Обухово” (1981).
Наличие столь большого количество станций, рассчитанных на правостороннее движение, наверное, не вызвало б у меня никакого удивления, если б речь шла о Лондонском метро, старейшем метрополитене мира, открытом в 1863 году в стране, где правостороннее движение общепринято. Но в Петербурге такого никогда не было. Наверное, в этом можно было бы усмотреть дань английским традициям, распространившимся в Петербурге, когда Николай II женился на внучке английской королевы Виктории, если б метро не открылось в Ленинграде 61 год спустя.
Но, может быть, дело не в этом, а в неустранимом противоречии всякой общественной жизни – что удобно одним, то обязательно не удобно другим? Задавшись этим вопросом, мы протестировали все станции Невско-Василеостровской линии по критериям “удобство входа” и “удобство выхода”. Удобными для выхода мы считали те станции, где эскалатор на подъем расположен с той же стороны платформы, куда прибывает поезд с длинной стороны линии (той, где больше станций от конечной станции до тестируемой). Результатов получилось два. Один во многом очевидный: станции, удобные на выход для большинства пассажиров, всегда не удобны для входа, и наоборот. И не очевидный: станций, удобных на вход, оказалось 8, а на выход – только 4. И это естественно – для метрополитена важнее удобство входящих, ибо платят они.
Гостиный двор + (удобство входа), – (удобство выхода)
Невский проспект – / +
Василеостровская + / –
Приморская + / +
Маяковская – / –
Площадь Восстания +/- +/-
Пл. Ал. Невского – / +
Елизаровская + / –
Ломоносовская + / –
Пролетарская + / –
Обухово + / –
Рыбацкая + / +
Угодить входящим и выходящим в равной степени можно было бы, делая по два выхода на поверхность у каждой станции, что, конечно, накладно. Удалось это лишь на конечных станциях – “Приморская” и “Рыбацкое”. (На “Рыбацкой” входящие и выходящие пассажиры в принципе не пересекаются, так как разнесены на разные стороны платформы, как это бывает на обычных железных дорогах, от которых почему-то не переняло опыт метро. На “Рыбацкой” прибывающие и отбывающие пассажиры разделены еще и в длинном-длинном пешеходном тоннеле каменной стеной. Что не мешает некоторой части идти против потока. Но спишем это на среднестатистическое число диссидентов в обществе.) “Площадь Восстания” оказалась одинаково неудобной/удобной, так как находится ровно посредине линии.
Гениально бессознательное
Обнаружив равное количество станций с правосторонним и левосторонним движением, мы начали искать хоть какую-то закономерность и, конечно же, ее обнаружили. На правильное, левостороннее движение рассчитаны более новые станции, открытые в 70-х, 80-х годах прошлого века. Исключение – “Маяковская” с правильным движением, открытая в 1967 году, что можно объяснить гениальным прозрением конструкторов, опередивших свое время. Так же правильно и органично (эскалаторы на подъем – справа, на спуск – слева), устроено движение на “Достоевской”, открывшейся в 1991 г., и на “Горьковской”, заново родившейся в декабре 2009-го. Из чего я сделал было вывод, что с определенного момента метростроители стали учитывать то, чего не учитывали раньше (примерно с момента открытия АвтоВАЗа). Конечно, огромную роль должна была сыграть перестройка сознания пешеходов на сознание автомобилистов, больше думающих о правосторонней и левосторонней ориентации, так как водитель рискует своим кошельком, а пешеход – всего лишь жизнью.
Смущал лишь странный баланс левосторонних и правосторонних станций – ровно 50 на 50. Так бывает, когда никто об этом не думает и распределение складывается случайно.
– Минимизировать пересечение пассажиропотоков Петербургский метрополитен старается давно, однако пока это касалось только потоков снаружи, на выходе и входе со станций, – рассказала Юлия Шавель, пресс-секретарь СПб метро. – Так, например, после реконструкции станции “Владимирская”, открывшейся два года назад, у нее появился второй выход – на Кузнечный переулок: так были разнесены потоки входящих и выходящих. На “Звенигородской” выход с одной стороны, вход – с другой, так же теперь на “Горьковской” после реконструкции.
– А эскалаторы местами поменяли, чтобы подстроить под левостороннее движение?
– Нет, только число эскалаторов было увеличено. Средний всегда можно переключить.
Что касается левостороннего движения в подземном пространстве, мне пока не удалось найти специалиста, который когда-либо думал о том, что вы говорите. Все очень удивлялись. Но если это окажется рациональным, постараемся учитывать при открытии новых станций.
Получается, что обнаруженная нами историческая закономерность – всего лишь случайность? На самом деле историческая подоплека существует.
Метро – разновидность железнодорожного транспорта, а он впервые появился в Англии. Великобритания навязала другим странам правостороннее движение, в частности – Франции и России. ( В железнодорожной практике его принято называть, наоборот, левосторонним: поезд едет по левой стороне пучка путей по ходу движения; но мы будем придерживаться более привычной, автомобильной терминологии.) Позднее Россия перешла на левостороннее движение, но часть старых железнодорожных линий остались правосторонними. В метро – та же ситуация, но больше нюансов. Например, применяется левостороннее движение в дополнение к правостороннему, когда поезда идут в одну сторону по обеим сторонам станции (“Технологический институт” и т.п.). Начиная с 80-х годов в российском метро место машиниста расположено посреди кабины, чтобы было одинаково удобное стартовать со станций, имеющих противоположную ориентацию. Однако все это касается поездов. Термин “левостороннее и правосторонне движение” по отношению к пассажирам и эскалаторам до сих пор не применялся.
Сложно, но можно
Как объяснили технические специалисты СПб метрополитена, переделать старые станции под левостороннее движение в нашем понимании этого слова теперь довольно сложно, хотя и возможно. Если на станции 3 или 4 эскалатора, на средних, как правило, предусмотрена техническая возможность переключения со спуска на подъем. Крайние эскалаторы тоже переключаются за редким исключением (уж очень древний эскалатор).
Есть еще один выход – не переставляя эскалаторы, поменять местами поезда. Но это сложно – в петербургском метро не хватает депо: из-за этого поезда приходится перебрасывать с линии на линию, отклоняясь от маршрута, о чем пассажиров предупреждают. В Петербурге это считается неудобством, хотя в Вене то же самое штатный режим – на одну и ту же платформу в метро по расписанию прибывают поезда, отправляющиеся на разные линии. Приняв такое решение в Петербурге, пришлось бы не только переделать тоннели, но и заменить стационарные и красивые таблички на бегущие строчки табло. Кое-какой сдвиг в эту сторону наблюдается. Бегущие строки появились в некоторых вагонах. Пока они дают очень скудную информацию. Но это лишь первый шаг. Добавить объявление остановок и сообщение “Поезд поедет, куда захотите” не составит особого труда. Удалось же недавно по инициативе Владимир Гарюгина демонтировать на всех станциях пессимистические таблички “Выхода нет”. Правда, говорят, это временно – скоро такую повесят на “Нарвской”.