Как храм из Колпина победил Александро-Невскую лавру.
Петербургская епархия завершила праймериз храмов по выбору православного символа. В ходе предварительных выборов в финал вышли 12 храмов, один из которых в результате всенародного голосования станет православным символом Петербурга. Храм-победитель, по словам организаторов, «появится во всех правительственных, инвестиционных, туристических брошюрах».
В конце августа Петербургская епархия объявила конкурс, который назвала «Храм 78», по выбору православного символа Северной столицы. Для участия в проекте РПЦ заранее отобрала 78 церквей и соборов, имеющих «важное значение и являющихся архитектурными доминантами города». Среди них много современных, недавно построенных – в Коломягах, в Колпине, на Гражданке. В список попал даже Константино-Еленинский монастырь, расположенный не в Петербурге, а в Ленобласти, в поселке Ленинское. (Ктитор монастыря – Константин Голощапов, известный бизнесмен и один из основателей знаменитого Русского афонского общества.)
Выбор православного символа проходит в два этапа. Сначала горожанам предложили голосовать за любимые или понравившиеся храмы на сайте проекта. В качестве голосов принимались творческие работы – рисунки, стихи (проза), фото, видео. Какие храмы набрали больше творческих работ – те и вышли в финал. По словам организаторов, конкурс – истинно «народный», и инициатива его проведения – тоже народная.
По наблюдениям «Города 812», конкурс стал, скорее, соревнованием приходов. Потому что активнее всего в нем участвовали сами священники, сотрудники церковных и приходских служб.
Всего было прислано около шести тысяч работ, из них 4,5 тысячи – фотографии. Снимки в основном посвящены приходской жизни – крестинам, венчанию и т.д. На большинстве рисунков изображены храмы, зато литературное творчество удивило разнообразием тем. Воцерковленные люди писали стихи – например, «Где мой исток. Водопроводный сток», стихотворение «На смерть Жульке» и др., прозу – «Спецоперация Бедокура», аналитические работы – например, «Роль кошки в православной аскетике».
В финал, как и планировалось, вышли 12 храмов. Шорт-лист возглавил собор Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте (на снимке), получивший 639 голосов (творческих работ).
На втором месте – Свято-Троицкий храм в Колпине (448 голосов).
На третьем – Князь-Владимирский собор (440 голосов).
Исаакиевский собор оказался на 6 месте, Казанский – на 11-м, Александро-Невская лавра едва пробилась в финал, заняв нижнюю 12 строчку.
– Многие общины сделают выводы, что они были недостаточно активны, – сказал один из участников проекта.
Среди организаторов конкурса помимо Петербургской митрополии есть рекламный оператор и репутационное агентство. Глава агентства Борис Григорьев сравнил прошедший этап конкурса с праймериз и пообещал, что в финальном этапе по выбору православного символа «будут голосовать все люди мира». Храм-победитель, по его словам, «появится во всех правительственных, инвестиционных, туристических брошюрах Петербурга».
«Всенародное голосование» состоится 18 ноября. Можно проголосовать не больше одного раза и только за один храм. Православным символом Санкт-Петербурга будет признан храм, набравший наибольшее количество голосов от участников голосования.
Среди священников единодушия по отношению к конкурсу нет. Многие идею соревнования храмов не одобряют, зато народное творчество «про храмы» поддерживают целиком и полностью.
– В этом конкурсе нет соперничества! Наши горожане просто выражали свою любовь, – уверен Михаил Стрельников, настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове.
Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, признался, что поначалу долго не понимал, зачем нужны какие-то выборы храмов. Ведь православный символ у Петербурга есть: для верующих им всегда является кафедральный собор. В Петербурге это Казанский.
– Я несколько раз пытался вникнуть, а сейчас начинаю понимать. Православную церковь часто обвиняют в косности. А мы конкурсы проводим, – объяснил свою позицию сомневавшийся отец Владимир.
Настоятель Чесменского храма протоиерей Алексей Крылов конкурс похвалил: «креативный и интерактивный». Но поводу православного символа посоветовал обратиться к начальству.
– Если хотите знать, что является символом, спросите митрополита Петербургского и Ладожского. Это было бы правильно, – уверен протоиерей.
Для рекламы конкурса было использовано 250 рекламных постеров на улицах, 130 плакатов в метро и 700 электронных экранов в наземном транспорте. В ближайшее время на улицах города появятся новые постеры – теперь с рекламой финала по выбору православного символа Петербурга. Какой храм превратится в символ, станет известно 18 ноября 2018 года в 20.00.
Елена Роткевич