Просто за себя обидно?

Те – и там, и здесь, – кому кажется, что именно в этом году случилось что-то беспрецедентно антигуманное, что вдруг заставило их прозреть и пробудиться, просто обманывают себя. Ибо по-настоящему новое случилось лишь одно: Запад демонстративно объявил россиян «вторым сортом» и стал строить железный занавес, заталкивая по факту РФ back to the USSR.

Но только при чем здесь абстрактный гуманизм? А ни при чем вовсе. Как не был при чем и раньше. Просто раньше Россия не путалась всерьез под геополитическими ногами у США и Европы, а с некоторых пор стала «путаться». Но до этого все было в шоколаде. И те, кто нынче «прячет глаза», лупали зенками во все стороны и радостно колесили «по Европам», простраивая свои личные стратегии в недрах государства российского.

Клинтон тем временем аплодировал Ельцину по случаю первой чеченской войны, сравнивал его с Линкольном. Потому что сам бомбил Сербию без резолюции Совбеза ООН.

Буш – по поводу второй чеченской – обнимался без галстуков с Путиным и видел «бога» в его глазах, потому что сам вторгся в Афганистан и Ирак так же самопроизвольно, как и до этого НАТО в Югославию.

И статусная либеральная интеллигенция РФ реагировала на все это в целом очень спокойно («Новодворские и Политковские» не в счёт). Макаревич вел себе программу «Смак», Шевчук выступал на спецназовских корпоративах, публицисты-экономисты рассуждали о стратегических пользах плоской шкалы налогов, а Илларионов трудился шерпой на пути РФ в G8.

Хотя всё ясно было уже тогда с вектором эволюции – точно так же, как это ясно и сейчас. Неясно было только, до какой степени народ в целом этот вектор проглотит. Народ проглотил и попросил добавки. Но вот вопрос – те, кто возмущен и опустошен сейчас, им в самом деле так страшно, что где-то гибнут люди, – или просто за себя, любимых, обидно и тревожно стало, т.к. Запад теперь от них демонстративно отвернулся как от «подельников зла»?

А если все же жаль людей, то где эти чуткие души были в 1996 и 2000 годах? Почему тогда им не казалось, что «так дальше жить нельзя»? Почему жилось еще припеваючи четверть века кряду?

Без ответа на этот вопрос вряд ли стоит всерьез полагать, что кто-то в самом деле «прозрел и восстал». Просто личная жизнь стала менее комфортной и самодовольной по причине коллективной международной уценки. Это, конечно, серьезный мотив. Только так и надо говорить: за себя и за державу обидно, а не за других людей больно и страшно. Потому что за них надо было переживать гораздо раньше. А точнее – всегда.

Даниил Коцюбинский