Путеводитель по новым музеям Васильевского острова

30 сентября состоялось официальное открытие частного музея современного искусства «Эрарта», что находится на 29-й линии, рядом со зданием новой биржи. Еще летом неподалеку, на 6-й линии, открылось другое подобное заведение – Новый музей. А Академию художеств вот уже почти год возглавляет Семен Михайловский – молодой по меркам академий куратор и архитектурный критик. Судя по всему, центр художественной жизни Петербурга перемещается на Васильевский остров. Главное, чтобы он не перемещался туда умирать.

      Искать рациональных объяснений тому, почему два первых и пока единственных музея современного искусства в Петербурге открылись на одном острове, бессмысленно. Скорее всего, основную роль здесь сыграли коммерческие соображения и банальная случайность. Факт в том, что сегодня на Васильевском острове есть три заведения, в которых можно попробовать для себя ответить на вопрос, что такое искусство сегодня, и все три дают разные ответы. “Эрарта” – демократичный: то, что современно, то и есть современное искусство. Новый музей – в строгом соответствии с хорошим вкусом: искусство только то, что войдет в историю. Академия художеств – в духе сурового консерватизма: искусство то же, что 250 лет назад. Не беря на себя смелость выбирать из предложенных ответов правильный, можем лишь предложить в свободный день посмотреть на все своими глазами. Глазами путеводителя. И дать совет в духе президентской предвыборной кампании 1996 года – “Голосуй сердцем” (но без восклицательного знака).

Erartа музей и галерея современного искусства
Адрес: 29-я линия В.О., д. 2
Часы работы: 10 – 22, выходной – среда
Сайт: www.erarta.com

С Большого проспекта В.О. нужно свернуть в сторону биржи (или ДК им. Кирова, как больше нравится), а потом повернуть налево. Перед вами будет сталинское здание в пять этажей, слегка диссонирующее с вывеской. В левой части – музей с постоянной экспозицией. Вход стоит ровно столько, сколько в любом музее современного искусства в Европе – 300 рублей. “Эрарта” по масштабу – самый большой музей современного искусства в России, в ней собрано почти полторы тысячи полотен. Вопрос о том, переходит ли количество в качество, когда речь идет о музее, остается открытым. Нужно сразу сказать, что если вы пришли сюда, чтобы получить представление о том, что происходит сегодня на российской арт-сцене, или в поиске громких имен, можете сразу разворачиваться. Erarta – довольно хаотичное собрание произведений петербургских художников. Вы быстро обнаружите, что 90 процентов фамилий слышите впервые. Не стоит расстраиваться, в данном случае это абсолютно естественно, и стыдиться этого факта, а уж тем более пытаться известными способами скрыть его от друзей, не стоит. Здесь, конечно, есть и классики вроде Владлена  Гаврильчика и Шинкарева (с не самыми лучшими их работами), и любимый публикой Копейкин, но можно встретить и сувенирного толка городской пейзаж.

Если предполагать за музеем некую объективность, то состоит она в том, что здесь представлено максимум художников, что бы то ни было рисующих сегодня в Петербурге, независимо от направления. Другое дело, что от большого музея ожидаешь и большего профессионализма, и большей строгости в отборе произведений. Из молодых художников, по субъективному мнению автора, наибольшего внимания заслуживает Дмитрий Шорин – искать его нужно на пятом этаже. 

На не слишком внимательный осмотр всех 5 этажей экспозиции без переутомления можно потратить минут 30 – 40. Задача максимум – найти 5 понравившихся работ. Главная фишка музея ждет посетителей на 3-м этаже (там же можно перейти в галерею): на небольшом экране можно посмотреть, а заодно и послушать, как художники сами рассказывают про свое творчество. Идея ясна – снабдить загадочное и необъяснимое современное искусство в буквальном смысле человеческим лицом. Увы, далеко не все монологи можно дослушать до конца – художники, рассказывая про самих себя, часто становятся скучными.

В правой части здания – Галерея. От музея ее отличают две важные вещи. Во-первых, экспозиция здесь регулярно меняется. Во-вторых, все, что здесь выставлено, можно купить: на подписях к картинам нескромно приписаны цены – от 30 до 400 тысяч рублей. Цены явно завышены, так что покупать вещь имеет смысл, только если она очень нравится и есть лишние деньги. Лучшее же, что здесь есть и что, в общем, составляет главный смысл всего предприятия, – это небольшой магазинчик у выхода, где за четыре с половиной тысячи рублей сделают хорошую машинную копию любой вещи из музея.

Новый музей
Адрес: 6-я линия В.О., д. 29
Часы работы: ср. – пт., 11.00 – 19.00 , сб. – вс., 12.00 – 20.00, выходные – понедельник, вторник
Сайт: www.novymuseum.ru

Новый музей расположился в пешеходной зоне прямо напротив метро “Василеостровская”, хотя даже по такому простому ориентиру найти его мгновенно едва ли удастся. Пока на 6-й линии с ее бесконечными сетевыми забегаловками и сетевыми магазинами одежды и обуви музей, тем более современного искусства, кажется абсолютно инородным телом, неопознанным объектом. Нужно искать надпись “Новый музей” на розовом оштукатуренном здании, в районе четвертого этажа, а еще лучше – большие цветные буквы “ЛИДО” в районе второго. Справа будет небольшая вывеска с эмблемой музея и вход. В залы ведет узкая лестница, экспозиция расположилась на третьем и четвертом этажах, и по размеру несравнимо меньше, чем экспозиция “Эрарты”. Другое дело, что большинство представленных художников – или классики русского искусства, или звезды сегодняшней российской арт-сцены. Удивительно, но на сравнительно небольшой площади двух этажей работы подобраны таким образом, что по ним можно чуть ли не изучать историю русского искусства последних десятилетий: начиная от московского концептуализма и ленинградского нонконформизма и заканчивая молодой звездой, взошедшей в последние годы, Керимом Рагимовым. 

Парадокс не столько Нового музея, сколько Петербурга в том, что это пока чуть ли не единственная открытая для публики подобная коллекция произведений русских художников, достойную конкуренцию ей составляет лишь Мраморный дворец с его Музеем Людвига и довольно частыми временными выставками. Аслан Чехоев, создатель музея, планирует, помимо того, что выставлять здесь свою коллекцию, устраивать выставки и, что еще важнее, – образовательные программы, в том числе и для детей. Пока же на третьем этаже раз в неделю читают лекции, в том числе и сами художники (расписание на сайте музея).

В книжном магазине можно купить каталог самого музея, а заодно и монографии некоторых из представленных в нем художников.

Новый музей хорош не только сам по себе, но и как явный знак – в Петербурге с современным искусством далеко не все безнадежно.

Академия художеств (Институт им. Репина)
Адрес: Университетская набережная, 17
Часы работы музея: 11.00 – 18.00, выходные понедельник, вторник
Сайт: www.nimrah.ru

Самая старая высшая художественная школа России в эпоху победившего капитализма пришла было в упадок. В течение 20 лет она занимала островное положение в культурной жизни Петербурга: сама оставаясь глуха к процессам, происходящим вне ее стен, не представляла особого интереса ни для профессиональных критиков, ни для широкой публики.

Сегодня, однако же, положение меняется, и есть ощущение, что казавшаяся еще несколько лет назад совершенным анахронизмом классическая школа живописи снова стала востребована и привлекает внимание уже не только желающих украсить свои стены, но и представителей западной художественной прессы. Надежды на то, что академия в ближайшее время окажется в авангарде петербургского искусства, пока нет, но она, судя по всему, на верном пути к тому, чтобы занять в нем  важную нишу.

Есть несколько причин зайти в Академию художеств. Во-первых, здание, в котором она расположена, – это, возможно, лучшее, что осталось в нашем городе от XVIII века. Под куполом входного вестибюля почти всегда можно увидеть студентов, которые карандашом зарисовывают капители его колонн. Пройти мимо вахтерши в основную часть института, чтобы посмотреть на его бесконечные мрачноватые коридоры и внутренние дворы, не обладая студенческим билетом, проблематично, но небольшие шансы все же есть.

Вторая причина – выставки, которые здесь время от времени открываются. Выставочных залов два: один сразу слева от входа, в другой ведут две симметричные широкие слегка изогнутые лестницы по бокам, которые сами по себе уже служат достаточным доводом к тому, чтобы по ним подняться. Наверху – научно-исследовательский музей, главный интерес которого состоит не столько в самой коллекции, состоящей преимущественно из копий с классических произведений, сколько в интерьере, переносящем зрителя в атмосферу художественных выставок позапрошлого столетия. Здесь же проходят и временные выставки.

30 сентября в рамках Года Франции в России открылась выставка “Галльский дух в русском искусстве XVIII – XX веков”. В этих же залах регулярно проходят выставки работ студентов и профессоров института, по которым, собственно, и можно наблюдать эволюцию заведения.

Наконец, третья причина заглянуть в академию – по-прежнему лучший в городе киоск с книгами по искусству и архитектуре: от больших иллюстрированных альбомов до классических трудов по истории и теории искусств и редких букинистических изданий.

Эксперты
Семен Михайловский, ректор Института им. Репина
– Люди, которые думают, что с моим приходом Академия художеств станет авангардным заведением, ошибаются. У меня нет планов преобразовать это учебное заведение, у меня есть планы отформатировать учебные программы, привести в порядок здание и делать интересные содержательные выставки.

Мне бы хотелось, чтобы Академия художеств была адекватна сама себе. Я человек не радикальных взглядов, я знаю много про современное искусство, но мы должны сохранять то, что у нас есть. Следовать заветам бабки Екатерины.

Академия должна сохраниться как классическая система образования, здесь должны учить видеть, рисовать и думать в традиции старой академии. Мы разорвать это не можем. Если мы отойдем от этого, то превратимся в провинциальный вуз не первого порядка. В конце концов, неправильно думать, будто все любят современное искусство. Сегодня рисовать уже практически никто в мире не умеет. Никто не может нарисовать человека. Человека очень любят, как-то ценят, а вот нарисовать не могут.  А мы вот можем.

Другое дело, что то хорошее и ценное, что есть в Академии сегодня, – довольно хаотично, нужно привести это в некую понятную систему. Есть проблема и в том, что у нас пока общий культурный уровень не слишком высокий – должны быть лекции и семинары, посвященные разным проблемам искусства, а не исключительно общий курс истории искусств, который тянется от первого курса и до последнего. Нужно, чтобы студент имел какое-то представление о мировой культуре – о том, что происходило и происходит в мире. В идеале в академии должны учить мыслить, рассуждать, учить делать законченные вещи. Реформировать эту систему быстро не получится. Меня выбрали на пять лет, и вот как раз за этот срок получится что-то сделать.

Владимир Назанский, арт-директор Нового музея
– “Новый музей” и музей “Эрарта” восполняют ту лакуну, с которой не могут справиться традиционные государственные музеи. У Нового музея своя ниша, он один представляет искусство нонконформизма, главным образом, московскую его часть. В советское время неофициальное искусство покупали, естественно, только частные лица. Началась перестройка, переоценка ценностей, и прежде непризнанные, порой гонимые из страны художники стали художниками известными, дорогими. В отличие от Европы, в России не сложилось традиции в каждой квартире иметь несколько картин или графических работ, но, тем не менее, рынок есть. И произведения теперь уже классиков неофициального искусства и современных художников стоят столько, что намного превосходят бюджетные возможности государственных музеев. Иногда дарят, но большинство артефактов в тот же Русский музей не попадает. Сейчас не самый худший период в развитии искусства: много интересного, яркого и талантливого.

В основе музея “Эрарта”  – собрание работ петербургских художников, а заодно и талантливых художников, иногда встречающихся в провинции. Они купили более полутора тысяч картин. Там почти нет москвичей. Я слышал критику в их адрес в связи с туманностью их кураторских принципов, но мы соседи, так что я не буду присоединяться. Я считаю, что проект, как и человек, имеет право не быть безупречным. Они ведь только открылись, и есть возможность еще многое скорректировать. Проект-то все равно беспрецедентный, какой еще частник отремонтирует пятиэтажный дом и все в этом доме соберет. Мне бы хотелось пожелать им успеха и надеяться, что уточнение художественного принципа все же произойдет. Хотя и сейчас он просматривается – у них не так много абстракционизма и такого буквального реализма. Они страхуются, может быть, от слишком хорошего вкуса, от узости предпочтений, от сложившейся конвенциональности. “Эрарта” видит нечто особенное в выходе за рамки профессиональных искусствоведческих взглядов, но я могу допустить в этом и какую-то свою стратегию. В это время принято считать одно хорошим вкусом, а другое плохим, а через 20 лет может быть наоборот. Так что какие-то вещи только время покажет.