Не знаю, многие ли заметили, но в «типичном восприятии» двух ключевых фигур актуальной российской политики есть много общего. Я имею в виду базовое представление о них как о фигурах, которые, во-первых, оказались на вершине пирамиды – соответственно, властной либо оппозиционной – «каким-то чудом», а во-вторых, что им принадлежит решающая роль в судьбах обеих пирамид.
Попытки объяснить ключевые события в российской политике последних двух десятилетий теми или иными особенностями – характерологическими, культурными, профессиональными – Владимира Путина одинаково присущи как его адептам, рассуждающим о «долгом государстве Путина», так и критикам с их главным и по сути единственным лозунгом: «Россия без Путина!»
Что касается Алексея Навального, то представление о нём как о вершине и одновременно фундаменте всей российской оппозиционной системы особенно наглядно проявилось в ситуации его отравления, когда синхронно и повсеместно были высказаны суждения о по сути непоправимых для оппозиции негативных последствиях произошедшего.
Как нетрудно заметить, «типичное российское» восприятие обоих политических феноменов – Путина и Навального – грешит одним и тем же когнитивным изъяном. А именно, верой в способность людей быть мифологическими героями, то есть полубогами. Или, лучше сказать, верой в то, что «настоящие правители» непременно должны «держать себя сами», не опираясь ни на кого, кроме «божественного провидения», то есть всё того же «чуда».
Именно поэтому так неколебим среди мейнстримных избирателей авторитет Владимира Путина, раз за разом убеждающего народ в своей способности «держать себя» самостоятельно, успешно подавляя любых оппонентов и организуя любые, самые причудливые и декоративные плебисциты, а также время от времени показывающего различные самодержавные фокусы, вроде присоединения Крыма или создания «по щучьему веленью, по моему хотенью» вакцины от коронавируса.
По той же причине так чарующе импозантен в глазах антипутински настроенной части россиян и Алексей Навальный, на протяжении более десяти лет добывавший, подобно фокуснику из шляпы, беспрерывные «убойные компроматы». При этом Навальный также «держал себя сам», ни на кого, кроме своей героической харизмы, не опираясь, и даруя, подобно Прометею, огонь оппозиционной Повестки «простым смертным». Правда, при ближайшем рассмотрении деятельность «РосПила» оказывалась такой же «опасной понарошку», как и распиливание ассистентки фокусника в цирковом ящике.
Но в «магической политике» важен ведь не результат, а сам процесс.
В первом случае – процесс «вставания с колен», во втором – процесс «борьбы с коррупцией». В обоих случаях – процесс вечный и бесконечный.
Можно конечно, сказать, что не только в российской, но в любой реальной политике «конечная цель – ничто, движение – всё», но вот только в России то и другое на протяжении всех 500 лет её истории завязано исключительно на личности героя-полубога, который «держит себя сам».
Ясно, что в таком взгляде на политику, как и в посещении циркового представления, очень много детско-эмоционального и очень мало аналитически взрослого. Потому как оценивать политиков в отрыве от системы, в которую они жёстко вписаны и в рамках которой функционируют – глупо. Хотя и эмоционально комфортно.
Проще и приятнее думать, что всё, что делает Кремль – просто серия личных капризов Путина (или алчно-злых устремлений тех, кто им «кукловодит» – есть ведь и такая апокрифическая версия путинского самодержавства), а вся активность ФБК – суть результат героических сверхспособностей Навального.
Сложнее и, главное, грустнее, осознать, что всё существующее и сосуществующее на протяжении долгих лет и даже десятилетий – не что иное, как единая самодержавная система, где все элементы взаимосвязаны и где личные «капризы» каждого из этих элементов допустимы, лишь пока они работают по правилам-понятиям – то есть на сохранение системы, а не на её демонтаж.
При этом, стремясь к максимальному самосохранению, система эволюционирует и регулярно обновляет те или иные свои агрегаты и узлы. История России даёт примеры того, как «обновлялись», притом принудительно, даже самодержцы. Если же по каким-то причинам обновление ключевых агрегатов оказывалось заблокировано, самодержавная система рушилась. Правда, лишь затем, чтобы на её месте возникла новая, т.с. модернизированная самодержавная система.
И так будет случаться до тех пор, пока запрос на «самодержавный авось», на героически «держащих себя» святым духом и прочим хрен знает чем полит. чудотворцев будет жив в умах и сердцах россиян. А жив он будет, похоже, до тех пор, пока «долгое государство Путина» сохранит способность к своевременному обновлению своих ключевых элементов и агрегатов…
Платон Коцюбинский