В Музее Фаберже открылась выставка 120 картин парижских (национальность не имеет значения) художников начала ХХ века из частного собрания Йонаса Неттера. «Город 812» нашел 5 причин, чтобы ее посмотреть.
Причина первая. Первая большая персоналия Модильяни в России состоялась 10 лет назад в Москве и до Петербурга не доехала. А тут десяток картин, в том числе два изображения Жанны Эбюртен, один под скромным названием «Портрет рыжеволосой девушки».
История романтичных отношений Моди и Жанны достойна Шекспира. Они познакомились на карнавале в марте 1917 года. Эбюртен было 19, Модильяни – 34. Она училась в художественной школе и мечтала о карьере. Несмотря на протесты родителей и пристрастия Модильяни к спиртному и наркотикам, Жанна перебралась на Монпарнас, родила Модильяни дочь и покончила с собой на следующий день после смерти художника, будучи на 9-м месяце беременности.
Причина вторая. Личность владельца собрания – Йонаса Неттера (1868–1946). О нем мало что известно. Несколько лет назад при подготовке первого показа его коллекции куратор Марк Рестеллини смог найти только одно недатированное фото.
Неттер был коммивояжером, продвигал известные торговые марки. В сорок с лишним заинтересовался современным искусством. По сведениям, больше похожим на легенду, в 1915 году зашел к префекту оформить какую-то бумагу, увидел картину Мориса Утрилло и заболел живописью.
Познакомился с дилером Леопольдом Зборовским, при его помощи заключил эксклюзивный контракт с Модильяни. Неттер, платил художнику 300 франков в месяц и получал все, что тот создал за эти 30 дней: 10–15 произведений. В 1917 году ставка выросла до 500 франков, в 1919-м – до 1000.
После смерти Неттера его наследники долго не светились. Хотя известно, что в 2009 году на аукционах за 6,5 млн фунтов стерлингов была продана картина Модильяни «Две девочки» и за 103 тысячи фунтов – картина Мориса Утрилло «Затерявшийся тупик».
Профессионалы арт-рынка спорят, что заставило наследников начать международный выставочный тур коллекции Неттера, не исключая варианта предпродажной подготовки.
Причина третья. Хороша подборка картин Хаима Сутина, фигуративного экспрессиониста. Его почти нет в российских собраниях, если не считать «Автопортрета», купленного 20 лет назад для Эрмитажа. Сейчас эта картина находится на гастролях в Москве, где открылась первая в России персоналия Сутина. До Петербурга она не доедет.
Причины загадочной дружбы Сутина и Модильяни давно интересуют историков искусства.
Картина «Туша быка» была создана с натуры, по мясу, купленному на бойне. Говорят, что Сутин работал долго и тщательно, амбре сильно раздражало его монпарнасских соседей.
«Автопортрет» напрашивается на сравнение с «Портретом Сутина» Модильяни. Первый – честен, второй – комплиментарен.
Причина четвертая. Надо посмотреть на картины Утрилло – вдохновителя Неттера. Это пейзажи лучшего «белого» периода художника – «Церковная площадь в Монманьи» и «Ворота Сен-Мартен».
Причина пятая. Внимания достойны «Большие купальщицы» Андре Дерена – образец чистого фовизма, сильно повлиявшего на все искусство ХХ века.
Вадим Шувалов