Развал – схождение: универсальная формула мировой истории

Когда на обочине дороги вдруг вырастает зазывный слоган: «Развал – схождение», – на память приходят не только загадочные и непредсказуемые судьбы автомобильных колес, но и вообще все, что движется по законам цикла. А точнее, просто все, что движется. Потому как любое движение циклично: завязка – кульминация – развязка; не был – был – исчез; ночь – день – снова бессонная ночь; скорая помощь – Мариинская больница – Смоленское кладбище.

И так всё – вплоть до большого космо-взрыва: сперва за каким-то хреном всё разлетается, а потом, «если повар нам не врет», повалится обратно. Через черные дыры и прочие мега-порталы. Ну, и по новой, чтобы ученым болтунам нескучно было!..

Но я вот о чем тут подумал намедни.

Вся человеческая история – тоже укладывается в этот «колесный» алгоритм. Сперва все живут малыми да удалыми группами – и горя не знают, но чувствуют: «Чего-то не хватает!» А не хватает им ощущения своей великости и первосортности, высотной богоравности! Имперскости, одним словом. И начинают они грудиться в большие азартные толпы и строить Вавилонскую башню.

  • Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

Только вот строят они ее не так дружно и весело, как это – хотя бы на первых порах – обещано в древней сказке, а железом и кровью – через войны и покорения сильными – слабых.

И появляются в итоге великие державы – с царскими дорогами, национал-религиозной терпимостью и прочими благами вселенского политического проекта, вроде Персидской или Римской империй.

И многим завоеванным на какое-то время начинается казаться, что они – тоже в плюсовом балансе: карьерные лифты для талантливых провинциалов работают, чувство общей цивилизационной первосортности, отделяющей подданных империи – от окружающих их «диких варваров», тоже греет душу и крепит лояльную имперскую идентичность.

Но проходит несколько столетий, и в один прекрасный миг всем вдруг становится ясно, «как простая гамма», что так дальше жить нельзя.

«Видеть и слышать, как лгут, … — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!» (Иван Иваныч Чимша-Гималайский, из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»).

Как выясняется со временем, в бескрайних первосортно-имперских пространствах всем становится душно: и завоеванным, и завоевателям. И все вдруг начинают чувствовать себя «никаким не первым сортом», а несправедливо обиженными судьбой винтиками бездушных имперских агрегатов, вращающих свои гигантские турбины вхолостую, а точнее – неизвестно зачем. Так, железо ради железа.

И строители очередной Вавилонской башни в очередной раз бросаются, переругавшись на бесчисленных языках, врассыпную. К своим малым да удалым сообществам, соразмерным человеку, а не «богу».

Но если эти сообщества оказываются на поверку не малыми да удалыми, а просто уменьшенно-кривыми копиями недостроенной вавилонской махины, – значит «колесный цикл» остается недокручен.

В этом случае из-под одних глыб, о которых накануне краха СССР предупреждал А.И. Солженицын, люди очень скоро и всемирно-повсеместно попадают под другие, о которых он написать не успел…

Даниил Коцюбинский

Фото Анастасии Андреевой