Реклама в транспорте станет немой

В России не должно быть звуковой рекламы в общественном транспорте. Такое решение вынес Высший арбитражный суд – по жалобам новосибирского управления Федеральной антимонопольной службы. В основном решение касается автобусов и установленных в них телевизоров, по которым крутят рекламные ролики. Звуковая реклама на эскалаторах в запретную категорию пока не попадает, поэтому петербургские рекламные магнаты заявили, что не считают для себя опасным такое постановление.

  Все началось в 2007 году с жалоб пассажиров, которых раздражали чересчур громкие рекламные объявления в автобусах. Новосибирское управление Федеральной антимонопольной службы обязало фирму “Пассажирское телевидение” снизить звук или вовсе отключить его – при этом к самим экранам нареканий не было. Несмотря на то что звуковую рекламу в общественном транспорте применяют едва ли не в каждом городе, только новосибирцы заставили работать 20-ю статью Федерального закона “О рекламе”. Пункт 6 гласит: “Звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается”.

Предприниматели, занимавшиеся размещением рекламы, оспорили претензии ФАС в суде, но не преуспели. Бизнесмены в основном ссылались на такой аргумент: реклама в транспорте не должна сопровождаться звуком, если это может повлиять на дорожную обстановку вокруг. Короче говоря, реклама не должна транслироваться наружу, а внутри –может звучать. Представители ФАС в свою очередь заявляли, что отстаивают интересы пассажиров.

Решение Высшего арбитражного суда по сути означает, что звуковой рекламе в любом из городов России останется жить ровно столько, сколько требуется, чтобы одна-единственная жалоба дошла до ФАС. В Тюмени, например, за это уже начали штрафовать.

– Просто в Новосибирске очень профессионально работает ФАС, – отметил генеральный директор одного из петербургских рекламных агентств. – Мы в этом убедились, когда запускали один проект.

Представители петербургского управления антимонопольной службы заявили “Городу 812“, что препятствовать звуковой рекламе они не будут сразу по трем причинам: в автобусах ее уже не осталось, жалоб от граждан не поступает, эскалаторы в метро не являются транспортом.

– А как же форумы, на которых граждане изливают душу: как их замучила реклама? – спросила я. – Они говорят, что покупают билет в метро не для того, чтобы слушать все это. И потом в Москве еще два года назад обещали покончить с рекламой на эскалаторах. А у нас, выходит, даже не обещают?

– Кампания по признанию эскалаторов в метро общественным транспортом может быть долгой и бесплодной. И, повторяю, начаться она может только после жалоб, – заявила пресс-секретарь УФАС по Петербургу Татьяна Бронникова.    


Нина Астафьева

_______________________________________________________
  КСТАТИ:  

На сайте рекламного агентства “Реком” имеется статистика для клиентов: согласно ей, более 90% респондентов настроено наиболее лояльно к рекламе в метро. 66% пассажиров, стоя на эскалаторах, обращают внимание на рекламу. Один ролик, зачитываемый одновременно на всех 62 станциях, могут слышать сразу 20 тысяч человек. Сейчас один ролик, повторенный 10 раз, будет стоить клиенту около 100 долларов.

По проведенному “Городом” собственному опросу жителей Петербурга, реклама в транспорте занимает 2-е место (после телевизионной) по количеству раздражающих факторов. Среди таковых называли: очевидную глупость произносимых роликов (29% опрошенных), слишком громкий звук (6%), невозможность от рекламы спрятаться (48%).