Ремесла в моде. Этнографический музей для взрослых

Российский этнографический музей (РЭМ) представил новые программы Центра ремесленных традиций, созданного в музее в 2021 году.

По словам Марии Янес, руководителя центра, идея его создания возникла на стыке традиционных музейных практик (экскурсии, лекции, мастер-классы) и запросов творческих индустрий. Среди дизайнеров, в первую очередь, одежды и интерьера, существует желание познакомится с традиционной культурой. Одновременно музей заинтересован в современном развитии народных промыслов.

Своей аудиторией центр видит самую разную публику, от человека, случайно зашедшего в РЭМ, до мастеров-ремесленников и педагогов дополнительного образования. Форматы работы самые разные – от привычных лекций до этнофестивалей, где можно вживую увидеть работу реставраторов.

В сезоне 2021-2022 годов в центре работала Лаборатория живых ремесел. Состоялись мастер-классы лоскутному шитью, валянию валенок, изготовлению ручных кукол. Сотрудники РЭМ рассказали и показали «крестецкую строчку» и перевели язык орнамента на русский.

Хитом года стали четыре занятия Натальи Калашниковой, в недавнем прошлом заместителя директора РЭМ по науке, которые были названы «Белые перчатки». Дизайнерам позволили потрогать подлинные музейные предметы, заглянуть внутрь.

Двадцать дизайнеров принимают участие в совместном проекте Front&РЭМ. Возможно, итогом работы станет большая музейная выставка современной одежды, вдохновленной народными традициями.

16-17 апреля в музее состоится «Weekend: Ремесла в моде. Ювелирное искусство и обработка кожи» с посещением Особой кладовой РЭМ, встречами с дизайнерами и реставраторами.

24 апреля начинается этнофорум «Сохраняя традиции». Первый день посвящен фарфору с показом фигурок из коллекции Народы России». 11 июня отдано ткачеству, 14 августа – керамике, 12 ноября – вышивке.

По словам Ольги Калашниковой, доцента кафедры дизайна костюма Академии им. А.Л.Штиглица, для студента поход в РЭМ – источник вдохновения. Такие события должны стать систематическими. Как считает Ирина Селюта, директор Модного Дома Lilia Kisselenko, дизайнерам будет полезно узнать, как красивый воротничок может кочевать от платья к платью. Если человек знает этнографию, то ему интереснее работать в дизайне. Кроме того, Центр ремесленных традиций может развить интерес у тех, кто склонен к ручному труду. Если с дизайнерами одежды все нормально, то конструкторы одежды и закройщики – в большом дефиците.

Вадим Шувалов

Фото: Российский этнографический музей