Репинские «Пенаты» – за год до окончания реставрации

Через год должна закончиться капитальная реставрация знаменитой усадьбы Ильи Репина «Пенаты» в поселке Репино (раньше – Куоккола). К 181 годовщине со дня рождения автора картин на все времена «Бурлаки на Волге» и «Иван Грозный и его сын Иван» удалось посмотреть, что происходит в закрытых для посетителей «Пенатах».

Главный дом усадьбы первоначально был построен в 1911-1912 годах по проекту самого Ильи Ефимовича. Впрочем, проект – сильно сказано. Репин делал наброски, и по ним мастера строили деревянный дом. Со световыми фонарями над зимней и летней мастерскими, открытой верандой над кабинетом, где художник – вегетарианец и экстремал – любил ночевать зимой, а также 13 внутренними лестницами между двумя этажами, которые позволяли кратчайшими маршрутами попадать из одного помещения в другое.

В 1940 году «Пенаты» стали мемориальным музеем Репина, он просуществовал около года, в июне 1941-го фонды успели эвакуировать в Ленинград. В 1944 году дом полностью сгорел и был воссоздан в 1962-м. Поскольку не сохранились эскизы, реставраторы ориентировались на фотографии. Их, к счастью, сохранилось много, репинские «среды» были популярные у петербургской творческой интеллигенции начала ХХ века.

Кстати, в 1962 году, когда открылся воссозданный музей, он был оборудован магнитофонами для проведения аудиоэкскурсий. В каждом музейном помещении смотритель нажимал кнопку и звучал голос экскурсовода. Это был первый подобный опыт в музеях СССР и тогда он представлялся суперпрогрессивным. Потом был отвергнут как бездушный и не заменяющий живого экскурсовода. Но после начала музейного бума аудиогиды стали привычным оборудованием, особенно в больших музеях.

Несколько лет назад состояние деревянного дома вплотную приблизилось к аварийному: протечки сложной кровли и световых фонарей повредили сруб, особенно в местах соединений бревен. Дом построен на низком фундаменте, несколько нижних венцов прогнили от сырости.

Проект реставрации дома ориентирован на 1912 год, работы начались в конце 2024 года. В этом году должен быть закрыт «внешний контур» – отреставрированы кровля, световые фонари и обшит сруб. Чтобы с началом зимы вести работы в интерьерах.

На днях дом посетили специалисты КГИОП, которым Алексей Мудров, директор Музея Академии художеств, в состав которого входят «Пенаты», показал пробы выкраски наружных стен – там будет три цвета – горчичный и два тона слоновой кости. Также сделана пробная выкраска кровли зеленым репинским цветом. После 1962 году кровлю из оцинкованной жести не красили: она эффектно играла на солнце, но это против исторической правды.

Евгений Волкодавов, заместитель директора Музея Академии художеств, рассказал Городу 812, что в срубе террасы заменялись бревна венцов на разных уровнях. Для этого часть дома приподнимали на 1-2 см с помощью 50-тонных домкратов. Также частично заменены стыки балок и стен. Потом мы поднялись на второй этаж в зимнюю мастерскую Репина – главное помещение дома. Там Евгений показал осиновое бревно в срубе, которое занимает равноправное положение среди сосновых собратьев. Вероятно, прагматичный Репин так экономил на стройматериалах. Кстати, всего на строительство дома потребовалась 60 кубов обработанного бруса.

Из полутора десятков пропиток бруса для брашировки (искусственного состаривания) стен мастерской – махагон, мокко, калужница и других, специалисты остановились на «сосне» как самой светлой и естественной.

Как сообщила Вера Ловягина хранитель экспозиции и фондов Музея-усадьбы «Пенаты», объем фондов составляет 2,2 тысячи предметов, примерно половина используется в постоянной экспозиции. Большинство требует минимальных реставрационных вмешательств, важно, чтобы предметы ни в коем случае не выглядели новоделом. Только знаменитый круглый обеденный стол, требует серьезной помощи реставраторов.

Общая стоимость реставрационных работ в доме Репина, по источникам, составляет 170 млн рублей. Планируется, что работы завершатся к 5 августа 2026 года – 182-й годовщине со дня рождения художника.

Борис Вадимов