Новый памятник на могиле знаменитого ученого Льва Гумилева, сына поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, ужасен. Так считает внук автора скульптуры. «Новое надгробие шокировало меня своей безвкусицей, это настоящий эстетический кошмар», – говорит Павел Игнатьев, тоже скульптор.
Бессмысленный крест
15 июня исполнится 19 лет со дня смерти Льва Гумилева. Известный историк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в 1992 году. Тогда его супруга Наталья Гумилева сама выбирала памятник на могилу любимого мужа. Она хотела, чтобы это был скромный, тяжелый и торжественный крест из пудожского серого камня. Для воплощения своей задумки она обратилась к ленинградскому скульптору Александру Игнатьеву. Ведь после смерти Анны Ахматовой именно этот художник сделал мраморный барельеф поэтессы, и тогда его работа очень понравилась Льву Гумилеву.
– Мой дед дружил с Львом Николаевичем долгие годы, – рассказывает Павел Игнатьев. – Формально заказчиком скульптуры выступила общественная организация Фонд Льва Гумилева. У меня до сих пор сохранился договор с ними.
Накануне годовщины со дня смерти ученого это надгробие отреставрировали. Но как! Увидев обновленную скульптуру, Павел Игнатьев был шокирован.
– Представьте, что вы смотрели в музее картину – там нарисован пруд. На следующий день вы приходите в музей, а эта картина уже другого размера, а пруд стал озером. Вот у меня примерно такие же ощущения. Во-первых, изменены размеры и пропорции креста и тумбы под ним. Появились широкие фаски, которых даже в проекте не было. Хотя, по задумке жены покойного, крест должен быть как можно проще. В старом надгробии он не был закреплен на тумбе. Соединение было иным. Крест как бы прорезал тумбу донизу и держался за счет собственного веса – не нужно было никаких крепежей. Возникало ощущение двух схваченных между собой фигур… Ведь замысел надгробия только через это и передается – через размеры, принципы соединения, пропорции. Если их нарушить – изменится и смысл.
Теперь же, по мнению Павла Игнатьева, замысел надгробия грубо искажен. И камень символизирует непонятно что.
Старое надгробие. Сделано из карельского пудожского камня по типу древних псковских крестов
Новое надгробие. Сделано из гранита. Изменены форма и размер креста. Теперь они ничем не отличаются от стандарта
“Стыдно было людям показывать”
Наталью Гумилеву похоронили рядом с супругом. Ей на могилу под копирку установили точно такие же, только чуть меньше, крест и тумбу. И завершил скульптурный ансамбль огромный металлический навес над крестами.
По мнению Павла Игнатьева, это также не только нехудожественно, но и бессмысленно.
– Такая чудовищная реставрация не была даже согласована. А ведь могли же проявить уважение к скульптору, позвонить мне, например, спросить, почему надгробие было выполнено так, а не иначе. Ведь для знающих людей не секрет, что оно делалось по просьбе супруги покойного. А теперь и ей самой сделали непонятно что, – возмущен внук Игнатьева.
“МК” в Питере” позвонил в администрацию Никольского кладбища. Там сообщили, что реставрация надгробию была необходима – оно пребывало в катастрофическом состоянии.
– На крестах появились трещины, все перекосилось, годами об этом надгробии не вспоминали, стыдно было людям показывать! – сказал нам по телефону представитель кладбища, пожелавший остаться неназванным. – А теперь сделали надгробие из лучшего материала, заменили кресты, плиты, фундамент стал прочнее. Идея принадлежала представительству Татарстана в Петербурге. Оно же и профинансировало реставрацию. Ведь у матери Льва Гумилева – Анны Ахматовой – были татарские корни. А непосредственно работами занималась компания ООО “Оникс”.
Простота – не для элитного кладбища
Впрочем, представительство Татарстана в Петербурге не преминуло сообщить общественности о своем материальном вложении. И разместило на черном навесе золотистую табличку “Великому ученому и гуманисту от Республики Татарстан”.
– Причину замены скульптуры я понимаю. Когда его проектировали – это было запущенное кладбище, и памятник из известняка, красиво разрушающийся со временем, был уместен. В настоящее время кладбище стало “престижным”: рядом похоронили генералов, и, видимо, кому-то стало “стыдно” за скромность надгробия Гумилева. Ну а дальше сами знаете: благие намерения ведут в “антихудожественный ад”, – говорит Павел Игнатьев. – Я ведь сам реставрацией занимаюсь. Если планировалась именно реставрация, то почему не воссоздали надгробие таким же, каким оно было? Зачем нужно было его менять?
Если сравнить старое и новое надгробия, то в последнем варианте действительно появилось больше современного лоска. Он аккуратен и не выбивается из общего вида “элитного” кладбища. Но величественной простоты, которой так добивалась супруга покойного, в нем больше нет.
У супругов Гумилевых не осталось прямых потомков. Так как первое надгробие было поставлено по заказу общественной организации “Фонд Льва Гумилева”, то формально именно он имеет все права юридически “возмущаться” обновленной скульптуре. Но тогда, судя по всему, придется восстанавливать надгробие за свой счет. Получается, сегодня, кто платит – тот и заказывает… Даже надгробия великих ученых.
Эвелина БАРСЕГЯН (“МК в Питере”), фото Замира УСМАНОВА и с сайта losev-library.ru