Рейтинг российских сериалов – 2016. Версия Андрея Константинова

Российские сериалы, не все из которых надо смотреть

1. «Отель «Элеон»
2. «Мажор»    
3. «София»
4. «Тайны следствия-16»
5. «Научи меня жить»
Без № – «Стена»

1. «Отель «Элеон» шел на канале СТС –  это в каком-то смысле продолжение удачного ситкома «Кухня». Неплохой сериал, добрый, с хорошими актерскими попаданиями. Если вы натолкнетесь случайно на него в телевизоре, то у вас не будет аллергической реакции. Это  комедия положений из жизни одного предприятия. Понятно, что производственный роман –  жанр не новый, все мы помним Артура Хейли с его «Отелем» и «Аэропортом». Вот и производственные коллизии в «Отеле «Элеон» сделаны добротно. Единственный недостаток в том, что это адаптация, а не наша оригинальная придумка. Понятно, что сериалы – это индустрия, и весь мир покупает лицензии на успешные проекты. Но все-таки хочется, чтобы и у нас появлялось что-то собственное, востребованное и интересное. Но в этом смысле нам в минувшем году, который был по совместительству Годом кино, нечем похвастаться.

2. Самым рейтинговым сериалом в России считается второй сезон сериала «Мажор», его показывали на Первом канале. История про то, как некий сынок олигарха, которого играет любопытный актер Павел Прилучный, идет работать в полицию, для того чтобы разобраться в загадочной смерти своей матери. Уже в первом сезоне комедийный запас этой истории, когда инородное тело возникает в полиции со всеми следующими отсюда мордобоями и любовями, был исчерпан. И абсолютно провалилась конспирологическая версия про загадочных убийц.

А второй сезон я не смог досмотреть до конца в силу возникновения во мне блевотных позывов. Хотя и понятно, почему люди смотрели этот сериал: потому что в нем хоть временами был полуострый разговор про современную полицию. Но этого недостаточно для хорошего сериала, и это совсем не вытягивало второй сезон, в котором конспирология стала выглядеть совсем уже ахинеей. В конспирологии легко запутываются даже американцы. А уж когда наши запутываются, то они запутываются, как медведь, – не элегантно, а топорно, и становится страшно смотреть на страдания этого дикого зверя. И если первый сезон местами мне был даже любопытен, то смотря второй, я думал: ну нельзя же так! Нельзя же так часто курить то, что теперь разрешено в Калифорнии.

Любопытно, что этот сериал воспринимается некоторыми как наш большой прорыв, поскольку права на него приобрела американская компания Netflix, хотя и непонятно, что это значит: то ли «Мажор» переделан будет, то ли его просто переименуют. Тогда он будет называться Silver spoon, что в переводе означает «Серебряная ложка»,  потому что есть английское выражение «Родился с серебряной ложкой во рту», то есть в семье, у которой все есть.

3. Говорить дальше о наших сериалах трудно – потому что это дикая помесь творческой импотенции, сюрреализма и откровенного бесстыдства. Вот шумно прошла премьера сериала «София». Канал «Россия» сделал важный  государственный фильм по поводу прибытия к нам византийской принцессы и того, что она тут, в России, увидела.

«София» получилась настолько ужасным сериалом, насколько это только возможно было сделать. Сериал очень скучный. Очень торжественный, очень богатый, очень каменьями изукрашены ножны сабель, и даже временами кому-то отсекают какие-то конечности, но это безумно скучно. «София», к сожалению, оказалась такой же скучной, как и сериалы про Екатерину, которые как-то дуплетом шли на двух наших главных каналах.

Меня в свое время композитор Корнелюк научил, что делать, если ты пошел на премьеру и тебе не понравилось то, что ты увидел, а потом тебе встречается автор. И вот Корнелюк меня такой формуле научил: не хочешь хвалить, но и ругать не можешь, тогда надо говорить: «Старик! Нет слов, у меня просто нет слов!»

И я видел, как по телевизору задавали вопрос про сериал «София» двум нашим режиссерам – Карену Шахназарову и Станиславу Говорухину. То, что они отвечали, очень походило на то, что у них нет слов. Один говорил: «Да, это такое эпичное произведение», да? А второй говорил: «Масштабно!»

Понятно, что это не похвала. Если ты хочешь похвалить, то надо говорить просто: «Я не спал, я смотрел, я мучился, я ждал следующей серии и по этому поводу даже наорал на жену». То есть когда ты хочешь похвалить, не нужно подбирать слова.

4. Четвертый сериал я включил в рейтинг скорее для прикола, потому что это «Тайны следствия –16». Вспоминаю анекдот про то, как Петька с Василием Ивановичем летят на самолете, который они угнали у белых, и вдруг Василий Иванович говорит: «Петька, приборы!» А Петька отвечает: «Шестнадцать». – «Чего шестнадцать?» – «А чего приборы?»

«Тайны следствия» из этой же серии. По-моему, те, кто занят на этой каторге с самого начала, уже настолько ненавидят судьбу, которая их свела в  прокуратуре, а теперь в Следственном комитете, что с трудом переносят друг друга. Мне приходилось однажды видеть пьяную истерику одного актера из тех, кто работает в «Тайнах следствия» (по-моему, больше он не работает нигде). Он там играет вроде бы эксперта какого-то. И вот этой злой судьбе и была посвящена его истерика. Мне было его очень жалко.

Вообще, даже суперудачные сериалы до шестнадцатого сезона доходят редко. В данном случае это напоминает желание попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Понятно, что зрители привыкают к любимым лицам, но у нас уже стали обращаться к властям с требованиями запретить новогодние огоньки, поскольку там одни и те же нестареющие рожи. И когда я видел «Тайны следствия –16», я кричал: пожалейте вы их, отпустите всех с миром!

5. Сериал  «Научи меня жить» выходил на Первом канале. Это история про маньяка, переделанная с какого-то западного оригинала. Там играет модный ныне артист Кяро, он снимался в сериале «Нюхач», который один мой знакомый упорно называл сериалом «Носач». Актер Кяро со своим длинным носом вроде бы сильно полюбился российским зрителям. Он действительно актер интересный. И надо сказать, что определенная динамика в сериале есть, хотя по прошествии трех дней ты уже не можешь вспомнить, в чем суть тех кошмарных ужасов, которые творились в этом провинциальном городишке. Тем не менее – картинка яркая. Носач поводит безумными глазами, женщины перебирают ногами, ночь ужасна и полна чудовищ.

 

Когда министр пишет роман, по которому потом ставят фильм, это накладывает на министра большие обязательства. Если ты министр, то моральное право на это ты имеешь только в одном единственном случае – чтобы никакая сволочь типа Константинова не смела засыпать на второй серии.

Без №. И в качестве бонуса к пятерке – не шестой сериал, а просто замечание на полях. Когда у нас приключился День народного единства, я торжественно к нему готовился, потому что  увидел в программе канала «Россия» премьеру мини-сериала под названием «Стена» по бессмертному роману бессмертного министра культуры Мединского. Я хотел непременно посмотреть эту «Стену». Ну, во-первых, чтобы обзавидоваться…

Однако я не имею морального права давать каких-то серьезных оценок этому произведению, потому что я заснул на второй серии. Но меня что-то подбросило в середине третьей. Я понял, что что-то важное проходит мимо меня. Я поборол дремоту, зевоту и, тупо куря, досмотрел сериал до конца.

Времени прошло с тех пор немного. Я не могу вспомнить имена действующих персонажей. Помню, были какие-то шпаги, в рукояти которых имелись какие-то указания, – это напомнило мне  «Кортик» и «Бронзовую птицу» одновременно.

Да, про сюжет: там речь идет об обороне Смоленска от поляков. И вот Смоленск русские героически обороняют, обороняют, обороняют, а потом в конце титры идут, что все-таки Смоленск сдали, но для поляков это была пиррова победа. Делать фильм про героическую оборону, которая закончилась сдачей, – это достаточно сложная драматургическая задача, которая, как мне кажется, не была успешно решена в данном случае. И я хочу высказать такую простую мысль.

Когда министр пишет роман, по которому потом ставят фильм, это накладывает на министра большие обязательства. Если ты министр, то моральное право на это ты имеешь только в одном единственном случае – чтобы никакая сволочь типа Константинова не смела засыпать на второй серии. Чтобы все смотрели, а потом обнимались и поздравляли родину с таким замечательным произведением. А если скукотень получается, то ты как министр должен  все запретить и ни в коем случае не выпускать такое кино на экраны.

Конечно, это не использование служебного положения. Конечно, здесь делать нечего никакому Следственному комитету. Это просто плохое воспитание. Это просто дурно пахнет. За это не сажают в тюрьму, но вы же министр культуры, вы же должны понимать такие очевидные вещи. Ну сняли кино, посмотрели – плохо получилось. Так по-тихому закопайте вы это в окрестностях Смоленска, и потом, когда вы перестанете быть министром, однажды вы расскажете на каком-нибудь канале легенду, как ваша совесть не позволила вам явить миру настоящий шедевр, поскольку конфликт интересов, и вообще, вас в детстве хорошо воспитывали папа с мамой.

Это на самом деле очень грустно. Потому что министры должны показывать нам пример во всем. Если ты министр культуры и при этом ты книжки пишешь, за твоими книжками должны быть очереди. Фильмы, снятые по твоим книжкам, должны быть такими, чтобы мужчина и женщина, лежа в кровати, забывали про секс и смотрели, не отрываясь, великий мини-сериал «Стена».
А в любом другом случае это не имеет  морального права на существование на государственном канале в День народного единства, даже если там говорится о супостатах-поляках. Потому что патриотизм – это хорошо, но патриотизм не может заменить  профессионализма.