«Город 812» публикует список городских школ, выпускники которых успешнее других сдали экзамены в 2017 году. На официальном уровне в Петербурге уже два года не приводят статистику по ЕГЭ, поэтому собрать информацию было непросто. Почему засекречивают сводные данные по ЕГЭ?
Плохие и хорошие
Еще несколько лет назад найти хорошую школу для ребенка можно было, только опираясь на народную молву. Это был не очень надежный способ. Потом появился универсальный критерий – ЕГЭ, и народная молва сразу разделила школы на хорошие и плохие, в зависимости от того, сколько баллов выпускники набирали на экзаменах. В хорошие школы стало не попасть, а в плохие никто не хотел отдавать детей. Комитету по образованию ситуация не понравилась, поэтому общую статистику по ЕГЭ публиковать запретили. Все школы Петербурга в комитете объявили «хорошими и очень хорошими» (плохих нет), а рейтинги по результатам ЕГЭ назвали необъективными.
К счастью для родителей, большинство уважающих себя петербургских школ вывешивают результаты ЕГЭ на собственных сайтах. На основе этих данных и рейтинга ЕГЭ, составленного порталом Littleone, «Город 812» получил топ-20 петербургских школ, ученики которых лучше всех сдают ЕГЭ.
Для сравнения – общие цифры. Средний бал экзамена по русскому языку в 2017 году в России составил 69,1 из 100, что на полтора балла выше, чем годом раньше. Средний бал по Петербургу, по официальной информации, «сопоставим с прошлогодним результатом», т.е. 71,6. Ученики из школ лучшей двадцатки сдали русский на 83,8–84,1 балла.
Средний балл ЕГЭ по математике в 2017 году в России составил 47,1 из 100, что выше прошлогоднего на 0,8 балла. В Петербурге средний балл – 48,2 (выше прошлогоднего на 0,4 балла). Выпускники из топ-20 петербургских школ получили за математику в среднем от 63 до 83 баллов.
Уровень низок, мотивации нет
В образовательной среде результаты ЕГЭ – один из главных критериев качества обучения. После экзаменов обычно пишутся аналитические отчеты, в которых разбираются основные ошибки учеников и как с ними бороться.
Что показал анализ типичных ошибок по русскому выпускников-2017? Если кратко, то главный вывод такой: с орфографией у школьников дела обстоят лучше, чем с пунктуацией.
Вот что пишет в докладе о ЕГЭ-2017 И.П. Цыбулько – руководитель федеральной предметной комиссии по русскому языку.
– Уровень практической пунктуационной грамотности экзаменуемых в 2017 г. по сравнению с 2016 г. не изменился и по-прежнему низок. Результаты … последних лет стабильны. Однако при этом остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
В докладе описываются наиболее типичные ошибки учеников. Приводим некоторые из них.
Ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении; пример: мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Ошибка: путаница в смысловых оттенках суффиксов; пример: были приняты эффектные меры.
Ошибка: неоправданное употребление просторечных слов; пример: таким людям всегда удается объегорить других.
Ошибка: нарушение лексической сочетаемости; пример: автор использует художественные особенности (вместо средства).
Ошибка: употребление лишних слов; пример: красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Как правило, математику сдают хуже всего, даже несмотря на то что ЕГЭ по предмету разделили на базовый и профильный уровни. Базовый сдают те, кто выбрал вузы, не требующие для поступления ЕГЭ по математике. На «базовом» экзамене ученики получают отметки от 1 до 5. Профильный уровень оценивается в баллах от 1 до 100, его сдают те, кто идет в технические вузы. Эксперты называют основной проблемой математического образования «низкую мотивацию учащихся». В отчете методиста-предметника Московского района Петербурга Н.Г. Михалевой анализ ситуации выглядит так.
– К окончанию 9 класса значительная часть учащихся по сформированности учебных компетенций остается на уровне 5–7 классов. До половины выпускников основной школы не готовы к дальнейшему обучению. Перейдя в старшую школу, они фактически не занимаются математикой, поскольку не имеют ни необходимого фундамента, ни мотивации. Многие технические вузы вынуждены зачислять на первый курс выпускников, едва перешагнувших аттестационный рубеж государственной итоговой аттестации по математике профильного уровня.
Рейтингобесие или выбор
Комитет по образованию Петербурга два года назад создал собственный рейтинг петербургских школ, ранжировав их по пяти различным направлениям: «Результаты массового образования», «Высокие образовательные результаты и достижения», «Условия ведения образовательной деятельности», «Кадровое обеспечение» и «Управление образовательной организацией». У некоторых педагогов они вызвали недоумение. Показатели, по которым «рейтинговали» школы, они называют надуманными, так как система оценки, по их мнению, не прозрачна и понятна только узкому кругу специалистов.
По мнению директора президентского лицея № 239 Максима Пратусевича, ни рейтинг ЕГЭ, ни рейтинги Комитета по образованию не помогут выбрать школу для ребенка, если родители не имеют конкретных требований к учебному заведению.
– Основная проблема не в том, что нет информации о школе, а в том, что люди не понимают, чего они хотят. Если хочешь, чтобы ребенка любили, чтобы ему было комфортно учиться, а знания, которые он получает, – вопрос десятый, тогда тебе надо отдать его в одну школу. А если хочешь, чтобы он хорошо сдал ЕГЭ, – иди в другую. После того как родители это поймут, они сами смогут найти всё, что нужно, на сайтах школ. А мы наблюдаем какое-то рейтингобесие: все хотят составить рейтинг и узнать, кто лучше. Но это же не так! Ребенок к школе и школа к ребенку должны подходить, как ключик к замочку. И это не зависит ни от каких рейтингов, – считает Максим Пратусевич.
По мнению директора лицея № 369 Константина Тхостова, для родителей полезнее пользоваться официальными рейтингами Комитета по образованию, потому что они составлены профессионалами и отражают все стороны школьной жизни.
– Бесспорно, людей интересуют результаты ЕГЭ – это общепризнанная независимая оценка качества работы образовательного учреждения. Но ЕГЭ – это все-таки форма вступительного экзамена. Его результаты не являются оценочной системой, показывающей, насколько качественно работает школа. ЕГЭ и качество подготовки школьников весьма относительно коррелируют друг с другом. Например, у нас учится 1804 ребенка, из них ЕГЭ сдают только одиннадцатиклассники. А если мы говорим о массовом образовании, то ориентируемся на проверочные работы, которые пишут в средней школе, и так далее. Кроме того, не факт, что высокие баллы на ЕГЭ – это заслуга образовательного учреждения, а не репетиторов и родителей, – говорит Константин Тхостов.
Рейтинги школ Комитета по образованию за 2015/2016 учебный год (свежее нет) можно посмотреть на официальном портале комитета.
Топ-20 лучших школ по результатам ЕГЭ
1 Президентский физико-математический лицей № 239
2 Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30
3 Лицей № 470
4 Физико-математический лицей № 366
5 Санкт-Петербургская классическая гимназия №610
6 Гимназия №261
7 Аничков лицей
8 Гимназия №116
9 Физико-математический лицей №344
10 Физико-математический лицей №144
11 Гимназия №248
12 Средняя общеобразовательная школа №292 с углубленным изучением математики
13 Информационно-математический лицей №393
14 Лицей №64
15 Лицей №214
16 Гимназия №402
17 Гимназия № 526
18 Александринская гимназия № 628
19 Гимназия № 63
20 Лицей № 369
Елена Роткевич