Режиссер Юрий Любимов – о своей встрече с Путиным в театре

Основатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов заявил о намерении уйти в отставку. Режиссер высказал недовольство тем, что московские чиновники заставляют его «подписывать бумажки» и отчитываться перед ними за каждый шаг, притом резкость его риторики выдавала отчаяние человека, бессильного перед обстоятельствами.

                  – Я никогда не встречался лично с Медведевым, но Путина я видел дважды… признается Любимов Los Angeles Times. – Должен признать, он очень любопытный человек. Когда он был у нас в театре, он долго выбирал место на стене, где расписываются почетные гости, чтобы оставить свой автограф, и в конце концов выбрал — прямо под портретом Александра Пушкина. Потом он стал изучать другие автографы и обнаружил подпись Бориса Березовского. Тогда он сказал: “Как это он сумел так высоко забраться?” “Он встал на спинку скамейки”, — ответил я. Догадайтесь, какой вопрос он задал следующим. “Кто помог ему, кто его поддерживал?” И я ответил: “Это был я”. Он так посмотрел на меня, как будто хотел спросить, зачем я это делал, но промолчал. Может быть, когда-нибудь мне это припомнят, кто знает.

“Полный и законченный идиотизм”, — емко охарактеризовал режиссер ситуацию с репертуарным театром в России. Слова эти были произнесены 6 декабря со сцены Дома актера, где проходила церемония вручения премии “Золотой Театрал”, и, как видно, не совсем соответствовали торжественному моменту. “Управлять нами чурки-табуретки не могут”, — сказал Любимов, выйдя на сцену. После церемонии, сбавив тон, он добавил: “В этих условиях мне нет смысла работать. О причинах я сказал со сцены. Я должен подписывать бумажки, по 300 в день, доказывать им, сколько и чего мне нужно. Это безобразие надо менять, иначе театр кончится”.

“Я прошу создать минимальные условия, при которых возможно было бы управлять работниками, без чего невозможно создание спектакля на должном уровне в репертуарном театре”, — заявил Любимов. Особенно он отметил отсутствие контрактной системы, что позволяет актерам в любой момент уезжать на съемки “бесконечных” сериалов, нарушая интересы театра.

В департаменте культуры Москвы, просматривающемся по ту сторону баррикад, не очень поняли возмущение Любимова. Глава департамента Сергей Худяков заявил, что никакого конфликта нет. “Если у Юрия Любимова есть вопросы, мы готовы встречаться и обсуждать их”, — заявил он. Звучит довольно мрачно из уст человека, представляющего интересы властей, которые в 2009 году в ответ на просьбу организовать праздник в честь 45-летия Театра на Таганке посоветовали 92-летнему Любимову подождать еще пять лет до круглой даты.

Требования режиссера по форме своей могут навлечь обвинения в сумасбродстве — и то местами, но к содержанию претензий не предъявишь. “Я прошу создать минимальные условия, при которых возможно было бы управлять работниками, без чего невозможно создание спектакля на должном уровне в репертуарном театре”, — заявил Любимов. Особенно он отметил отсутствие контрактной системы, что позволяет актерам в любой момент уезжать на съемки “бесконечных” сериалов, нарушая интересы театра.

Другая проблема — это федеральный закон номер 94 (о госзакупках), который обязывает театры проводить тендеры, например на поставку декораций, что, если отвлечься от очевидных помех творческому процессу, просто противоречит здравому смыслу. Против этого закона ранее выступали многие представители московской театральной общественности, призывая не уподоблять театры автомобильным заводам.                    

lenta.ru