Рисуя модернизм вместе. Алвар Аалто и его влияние на ленинградскую архитектуру 

Сегодня в Берлине в Музее архитектурного рисунка Фонда  Сергея Чобана закрывается выставка “Алвар Аалто: рисуя модернизм”.

На выставке  представлены более 200 работ финского архитектора, оказавшего значительное влияние как на мировую, так и на ленинградскую архитектурную палитру 1960-х- 1980-х годов. Изучением творческого наследия  Алвара Аалто занимаются многие университеты мира. И, конечно, его финские исследователи. 

  • Дорожный чемодан и телефон Алвара Аалто – две самые необходимые вещи для архитектора

  • Банкнота 50 финских марок с портретом А. Аалто

Однако, нельзя сказать, что  изучение наследия Аалто уже приблизилось  к необходимой, хотя бы для элементарного приличия, мере. Лакмусовой бумажкой  для доказательства этого являются, скажем,  страницы в Википедии о дворце Финляндии в Хельсинки. Даже на финском языке вы там найдете всего три строчки о  работе архитектора и пять – о самом дворце.  

При этом феномен интернационального стиля Аалто остается одной из самых значительных страниц в истории мировой архитектуры XX века.  Аалто  приглашали во многие страны и города мира. Но, наверное, больше всего времени и сил, помимо Финляндии, он посвятил в  послевоенные годы реконструкции немецких городов, куда его неоднократно звали  для проектирования их восстановления. Он участвовал в проектировании новых знаковых объектов. Выигранный им в 1959-м году конкурс  на проект новой оперы в Эссене был осуществлен в 1983 году, т.е. через 24 года после победы в конкурсе, уже после смерти архитектора. Теперь здание оперы является визитной карточкой города.

Сказать, что Аалто оказал влияние на мастеров советского, в том числе и ленинградского, модернизма, – ничего не сказать. Он был абсолютно культовой фигурой для  думающих архитекторов. И куда более реальной и значимой,  чем, скажем, Корбюзье или Мис Ван де Роэ по целому ряду причин. Одна из них — это критика Алваром Аалто современного функционализма, от  которого после набившнно оскомину  постановления  “О борьбе с излишествами в архитектуре”, мягко говоря, устали советские архитекторы.

  • Дворец бракосочетания Выборгского района Ленинграда, проект Бориса Устинова (1939 – 2020)

“Современная архитектура, – писал Аалто, – рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники”. 

Конечно, такая гуманитарная трактовка  современного строительного контекста не могла не прийтись по душе отечественным зодчим. В творчестве Аалто , в том числе в его архитектурных эскизах и  рисунках,  видели мечту о бионически гармоничной и – одновременно – рациональной архитектуре. И не такую уж далекую мечту, учитывая, что культовая и по сей день библиотека Аалто в Выборге с чудесами наяву –  теплым потолком (с помощью которого с 1930-х годов шло отопление здания), автоматической подачей книг и прочими неведомыми советским зодчим  рациональными и одновременно иррациональными строительными фокусами – была рядом, в пешей доступности. 

Ну и конечно, ещё одна значимая причина разрешенной в СССР любви к Аалто— региональное и ментальное соседство с Финляндией. Дружить с Финляндией тогда,  в советские годы, перефразируя Дональда Трампа, было совсем не плохо, а наоборот, хорошо. Не забывайте, что в спроектированном Аалто  дворце Финляндии Леонид Брежнев в разгар застоя 1 августа 1975 года подписал заключительный Хельсинский акт.

  • Выставка в Музее архитектурного рисунка и его основатель Сергей Чобан. Фото Натальи Куницкой

О феноменологии архитектурного наследия  Алвара Аалто, его влиянии на ленинградскую архитектуру “Город 812” побеседовал с основателем Музея архитектурного рисунка Сергеем Чобаном.

– Алвар Аалто уделил много  времени проектам для  Германии. Почему он стал так востребован в послевоенные годы именно в этой стране? Почему  для работ по новому проектированию в восстанавливаемых городах приглашали именно его?

– Я не куратор выставки и деталей не знаю. Выставка организована Фондом Алвара Аалто в Финляндии и их куратором коллекции Тимо Риекко, а также кураторами – доктором Софией Синглер из Кембриджского Университета и Надеждой Бартельс, директором Музея архитектурного рисунка. 

Алвар Аалто хотел активно участвовать в послевоенном развитии Германии, знал немецкий язык. Большую роль в работе сыграла его вторая жена Элисса Аалто, которая работала вместе с мужем, продолжала проекты после его смерти и сохранила архив.

– Строительство по проекту  Аалто театра оперы в Эссене, начатое через 24 года после  его победы на конкурсе, уникально в истории немецкой архитектуры или такое нередко встречается?

– У меня нет такой статистики, но, например, Йорн Утцон выиграл конкурс на Сиднейскую оперу в 1957 году, был отстранен от руководства проектом в 1966-м, а проект был реализован через 16 лет после объявления результатов конкурса, уже в 1973-м  году.

  • Рисунки Алвара Аалто / Фонд Сергея Чобана

– В аннотации к выставке указывается, что экспонируемые  рисунки, по мнению куратора, не были искусством. Скорее, они выполняют служебную функцию, их привлекательность является побочным продуктом. Вы согласны с этим?

– Архитектурный рисунок – это в любом случае искусство, именно этому виду искусства посвящен наш музей. В приведенном вами высказывании имеется в виду, что выставленные рисунки являются в первую очередь искусством нахождения и коммуникации идеи, хотя и самостоятельная ценность и артистизм рисунков Аалто к проектам очевидны. Просто в отличие от рисунка Гюбера Робера, например, рисунок Аалто – не конечный результат, а яркий след на пути к результату – проекту здания.

– Является  ли служебный проектный  рисунок архитектора объектом искусства?

– Является. И этому подвиду архитектурного рисунка как искусства, в том числе, и посвящен музей. И в изобразительном искусстве часто выставляются эскизы, как важные вехи на пути к созданию результата. Достаточно вспомнить подготовительные эскизы Иванова к его главной картине – многие считают их даже интереснее конечного результата.

– Считаете ли вы, что на  ленинградских архитекторов 70-х годов, скажем, Александра Жука, Жана Вержбицкого, Бориса Устинова оказал влияние стиль Аалто? Или ленинградский модернизм – абсолютно самостоятельный стиль?

– Искусство Аалто очень пластично, несимметрично, создает динамичные силуэтные композиции и, в этом смысле, не созвучно симметричным осевым композициям исторического Петербурга, которые в послевоенном модернизме продолжили Жук и Вержбицкий.

А вот работы Устинова, его дворец бракосочетаний, например, здание Электротехнического института Матусевича и Левиаша, где есть влияние и Аалто, и Пола Рудольфа, училище объединения “Скороход” Фрайфельда и Лемехова, в известной степени здание “Гипроводхоза” Юрия Песоцкого ,— эти работы унаследовали динамичность и силуэтность архитектуры Аалто.

Алексей Шолохов

  • Театр оперы и музыки Эссена, 1959 год; 1961–1988 гг.  Индийская тушь на кальке. 61,7 × 89,5 см.

Отношения Алвара Аалто с Германией выходят далеко за рамки его первого визита в 1929 году. Финский архитектор выучил немецкий язык еще в школе. Он читал немецкие журналы и книги. Свободное владение языком дало ему представление об архитектуре Центральной Европы. Более того, друзья Аалто распространяли информацию о его произведениях в Германии. Аалто в конечном итоге получил приглашение на 2-й Конгресс ЦИАМ (Congrès Internationaux d’Architecture Moderne) во Франкфурте-на-Майне в 1929 году. Его первая поездка в Германию ознаменовала начало пятидесятилетнего периода, в течение которого Аалто несколько раз посещал Германию, каждый раз углубляя отношения с немецким обществом и архитектурой.

  • Алвар Аалто и студия. Банк, Франкфурт-на-Майне, ок. 1973 год. Карандаш на копировальной бумаге 58,5 × 68,5 см. Фонд Алвара Аалто

Вероятно, один из наименее известных проектов студии Аалто — дизайн банка во Франкфурте-на-Майне. Сегодня о конструкции мало что известно, сохранилось лишь несколько рисунков. Предложение было составлено в соавторстве с членом студии, датским архитектором Жан-Жаком Баруэлем. Рисунки показывают, что здание должно было быть вставлено в узкое пространство между существующими офисными зданиями. Остается неясным, почему проект в итоге не был реализован.