В Главном штабе Эрмитажа – выставка «Думай о времени! Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт». Она устроена необычным образом.
Был такой фламандский художник Ян ван ден Хекке (1620- 1684), который специализировался на натюрмортах. В середине своей жизни датировка картины широка – между 1759 и 1775 годами он создал «Роскошный натюрморт».
Смысл картин зашифрован в строчках, помещенных художником на одну из нотных тетрадей, разбросанных по полу. В переводе с нидерландского: «Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дым. Думай о времени!»
Именно поэтому слово «роскошный» в отношении таких картин часто берут в кавычки, этот натюрморт об ироничном отношении автора к преходящему.
Об этом говорит нарочитая перенасыщенность картины – два омара, символы богатой жизни, пирог, спелый фрукты. В то же время попугай амазон обозначает тщеславие, обезьянка – все человеческие пороки. Бокалы говорят о хрупкости и недолговечности земной жизни.
В то же время Хекке закладывает в картину аллегорию пяти чувств. Слух – музыкальные инструменты, вкус – разнообразная еда на столе, обоняние – ароматные фрукты, зрение – зеркало, осязание – обезьянка, которая отрывает виноградину, сжимая лозу.
Картина поступила в Эрмитаж в 1935 году от Марка Философова, историка и филолога, который служил ученым секретарем музея. Картина досталась ему от родственников, владевших усадьбой в Псковской губернии. Понимая, что «бывших» начнут выгонять из государственных учреждений, Философов продает картину и бежит в Самару. Но и там его достали и расстреляли «за контрреволюционную деятельность».
Натюрморт находился в плохом состоянии, хранился в фондах Эрмитажа и никогда не выставлялся. И вот до него дошли руки реставраторов, которые удалили потемневший лак, и – где это было возможно – неавторские записи.
И тут началось самое интересное. Как показать картину после реставрации? Куратор проекта – Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, решил отойти от проторенных путей. Обычно рядом с картиной помещают многочисленные увеличенные фотографии «до» и «после», рентгенограммы и т.д.
Дединкин пригласил художников Эмиля Капелюша и Юрия Сучкова, которые много и успешно работают в театре. Они придумали инсталляцию в духе Ильи Кабакова. Зритель заходит в пространство, которое воспроизводит мастерскую художника. У одной стены находится «Роскошный натюрморт», а напротив – его вдохновитель, созданный из подлинных бокалов, ваз, посуды XVII века. Музыкальные инструменты одолжил Эрмитажу Театральный музей.
Иными словами, публике предложено не столько понаслаждаться живописью, видом омаров и прочей снеди, а подумать о времени.
Для тех, кто все-таки взыскует традиционого, в соседнем зале показаны два других натюрморта Хекке – «Бюст Девы Марии в гирлянде из цветов» и «Бюст Девы Марии в гирлянде из фруктов». А также несколько картин XVII века, изображающих работу художника в мастерской.
Замечательна картина фламандца Яна Фельпахера «Апеллес пишет портрет Кампаспы в присутствии Александра Македонского». Изображена сцена создания портрета обнаженной красавицы, фаворитки царя. Но главное_- все античные персонажи одеты по моде середины XVII века.
До 1917 года эта картина находилась в собрании В.Д. Набокова, известного политического деятеля, отца знаменитого писателя.
Борис Вадимов