Несмотря на то, что на главной странице сайта Российской национальной библиотеки есть специальный раздел «Новости, события», самое существенное туда по непонятным мне причинам почему-то не попадает. Безусловно, состоявшаяся в РНБ 6 августа 2021 года организационно-методическая рабочая встреча участников первого регионального инклюзивного фестиваля для взрослых и детских учреждений Санкт-Петербурга «Школа Волшебников», – это событие эпохальное как для библиотечной жизни Санкт-Петербурга в целом, так и для 200-летней истории РНБ в частности.
Однако мне кажется, что гораздо важнее другая новость, непосредственно касающаяся обслуживания читателей и их комфорта: в сентябре 2021 года ожидается, что будет введен в действие электронный заказ книг, хранящихся в главном здании, а на странице электронного каталога появилась запись: «Удаленный заказ из Русского фонда на пл. Островского работает в тестовом режиме, и требования выполняться не будут». Как мне сказали, сейчас заказ действует только для сотрудников, а к сентябрю он станет доступным и для читателей.
Важность события определяется тем, что впервые за много лет в РНБ что-то предприняли для удобства читателей.
Как правило, новшества ведут к неудобствам – таков, например, новый интерфейс генерального электронного каталога, который еще при директоре А.Вислом создал разработчик, как я предполагаю, исключительно для того, чтобы освоить некую сумму. Для нужд читателей – я сужу по себе – вполне годился старый интерфейс, более простой в использовании. Подозреваю, что ввиду очевидного неудобства и излишней усложненности новым интерфейсом каталога пользовались мало, в результате все тот же разработчик теперь сделал так, что электронный заказ книг стал возможен только через новый интерфейс. То есть им приходится пользоваться поневоле.
А вот электронный заказ книг, хранящихся в главном здании, – это, действительно, то новшество, которое назрело давно и сильно сэкономит время пользователей библиотеки.
Кстати, в статье «Российская национальная библиотека между январем и мартом 2021 года», которая была размещена на сайте журнала «Город 812» 26 марта 2021 г. (см. тут) я напомнил о «давно назревшей проблеме электронного заказа книг в главном здании» и отметил, что за два месяца пребывания нового генерального директора в РНБ это сделано не было.
Но, надо полагать, директор РБН Владимир Гронский к моему замечанию отнесся серьезно, поскольку, как мне сообщили инсайдеры, именно Гронский «дал пинка», без которого исполнители еще долго тянули бы с реализацией этой идеи. Оказалось, что «фонды очень не хотели»: ведь надо было наклеивать на книги этикетки с кодом и производить другие действия…
И коль скоро В.Гронский оказался в состоянии прислушиваться к разумным советам, направленным на усиление читательского комфорта, хочу дать новое задание. Оно касается зала социально-экономической литературы № 3011/2 в новом здании на Московском пр.
Зал этот «временно закрыт» (см. фото ниже), и это создает для читателей большие неудобства.
Как мне объяснили 10 августа 2021 г., этот зал был закрыт в начале эпидемии и его не стали открывать ввиду того, что читателей в новом здании было мало, столов же в зале № 3011/2 много, и их надо дезинфицировать в соответствии с противоэпидемическими требованиями. И чтобы этим не заниматься, зал решили закрыть.
Закрыть-то закрыли, но как выяснилось, не для всех. Если верить свидетелям, в четверг 10 июня 2021 г. в этом закрытом для читателей зале № 3011/2 проводилось некое совещание с «деловым завтраком». Во всяком случае, свидетели с удивлением зафиксировали, что в зале были расставлены столы с закуской и с микрофонами и к «уважаемым коллегам» обращались с речами. Причем и сейчас – что видно на фотографиях, сделанных 10 августа (см. фото), – рабочие столы отодвинуты назад, а в центре зала стоят шесть больших круглых столов с расставленными вокруг них стульями, что напоминает именно о застолье, пусть и «деловом». Никогда в этом зале такого не было! И, конечно, хотелось бы узнать, кто и с какой целью проводил здесь «мероприятие»… Думаю, прокуратура Московского района без труда сможет это сделать.
Пока что я предполагаю (это мое субъективное мнение, право на которое мне гарантировано ст. 29 Конституции РФ), что вся эта мебельная мизансцена, является вещественным доказательством, оставшись от «делового завтрака» 10 июня 2021 года. И также предполагаю, что мебель не убирают, а зал не открывают, поскольку идея понравилась, и планируется такие «фриштики» повторять и в дальнейшем.
В этой связи мне сразу вспоминается «исторический аналог» – ночной корпоратив «Сити-банка», проведенный в залах главного здания РНБ 28 – 29 марта 2017 года (о нем см. тут).
И вот в связи с этим хочу сделать два замечания.
Первое – это напоминание о существовании пунктов 3.3.18 и 3.3.19 Правил пользования ФГБУ «Российская национальная библиотека», утвержденных гендиректором РНБ А.И.Вислым 14.09.2017 и согласованных директором Департамента науки и образования Минкультуры А.О.Аракеловой 22.09.2017 (см. тут):
Важно иметь в виду, что эти правила распространяются на всех пользователей РНБ – не только на читателей, но и на сотрудников. И действуют эти правила и в период эпидемии, и когда эпидемии нет.
В свете этих пунктов мероприятие, проведенное 10.06.2021 в зале № 3011/2 нового здания РНБ, является очевидным нарушением Правил и нецелевым использованием зала. А пищу в новом здании РНБ можно принимать исключительно в помещении столовой, расположенной в подвальном этаже.
Второе замечание связано с тем, что запертый зал № 3011/2 – ближайший к пункту выдачи изданий № 1 на втором этаже. И, естественно, что с книгами – а читатель может заказать до 10 единиц – идти в дальний конец второго этажа, в другой читальный зал крайне неудобно. Поэтому приходится пользоваться небольшим залом, в котором сидит библиограф зала социально-экономических наук.
Но, во-первых, к библиографу приходят со своими вопросами читатели, библиограф с ними общается, а это мешает работать. Во-вторых, в небольшом зале читатели сидят вплотную друг к другу (см. фото, сделанное в 14.30), что вряд ли оправдано в условиях эпидемии, в то время как за стенкой пустует огромный зал, непонятно для чего зарезервированный, в котором читатели могли бы размещаться на большом друг от друга расстоянии.
Вывод прост: надо открыть для читателей зал № 3011/2 и впредь не занимать его под деловые завтраки, обеды и ужины.
Михаил Золотоносов