Вместо генпланов российским городам предлагают разрабатывать мастер-планы. Правда, денег на то, чтобы претворять идеи из этих планов в жизнь – нет.
Про мастер-планирование говорили на XXI Форуме по стратегическому планированию, который прошел 30-31 октября в Петербурге. В концепции стратегической сессии, где оно обсуждалось, для неспециалистов было объяснено: мастер-планы – это современный подход к градостроительному планированию в России. Они лишены недостатков СЭР – стратегий социально-экономического развития городов (не учитывающих пространственное размещение) и генеральных планов (не принимающих во внимание финансовые ограничения городских бюджетов).
В отличие от других документов, мастер-планы предлагают конкретный список мероприятий для улучшения качества жизни в краткосрочном (до 10 лет – В.Ш.) периоде. Это делает их эффективным инструментом достижения быстрых побед в улучшении благоустройства и строительства городов.
Вместе с тем, мастер-план – документ, не имеющий нормативного закрепления и полноценной системы верификации из-за чего возникает ряд рисков проектного, ресурсного и организационного характера.
В выступлениях экспертов были показаны мастер планы от Новошахтинска (Ростовская область) до Анадыря и Петропавловска-Камчатского. Что беспокоит специалистов? Мастер-планы для городов Дальнего Востока разрабатываются за счет госбюджета (ясно, что у муниципалов нет на эти цели денег). Для кавказский регионов за счет «Дом РФ» (по той же причине). Но где взять средства на мастер-планы большинству остальных российских городов, а их более одной тысячи?
Осторожны специалисты и в оценке перспектив реализации мастер- планов – даже на Дальнем Востоке. Например, по мастер-плану города Северобайкальска с населением 24 тысячи человек для развития инженерной инфраструктуры и создания комфортной среды необходимы 32 млрд рублей. Легко посчитать, что на одного жителя потребуется около 1 млн рублей. И такой порядок цифр по многих отдаленных регионах.
По мнению экспертов, вероятно, в каждом городе будет выбран один проект из списка, предложенного в мастер-плане, и он будет профинансирован.
Кстати, были предложены три критерия для здорового в социально- экономическом смысле города:
производит продукцию, востребованную за пределами региона,
там есть места для культурного развития жителей,
присутствует креативный класс.
Что касается Петербурга, то, как показали разговоры в кулуарах Форума, для него слово мастер-план неактуально. Последний раз попытка его создать под названием «Большой город» предпринималась почти 10 лет назад.
***
На круглом столе «Планирование развития территорий Санкт-Петербурга: вызовы и решения» эксперты сначала согласились, что для северной столицы приоритетным является развитие транспортной инфраструктуры (в историческом центре находится 14 тысяч рабочих мест на один кв. км, на окраинах – 300 рабочих место на один кв. км), а потом – об инфраструктурных обязательствах застройщиков.
По мнению одних, их можно отрегулировать новым законом предусмотрев либо «натуральный» вклад в виде строительства объектов, либо введением уплаты инфраструктурного сбора. Такой сбор может составлять в год от пяти до десяти тысяч рублей на один кв. метров возводимого жилья.
По мнению других экспертов, такие обязательства возможны только при заключении инвестором договора о КРТ (комплексное развитие территории). Во всех остальных случаях – финансирование инфраструктуры – добрая воля застройщика.
На десерт Евгений Бондарчук, директор по развитию Центра урбанистики и градостроительства СПбГУ рассказал про исследование, проведенного его университетской группой, оно касается возможного использования так называемого «серого пояса» – территории промышленной застройки Петербурга середины XIX- начала XX века.
15% земли – «промышленное ядро» – используется реально действующими промышленными предприятиями.
Еще 15% – «кварталы преобразования», где можно за счет КРТ создать многофункциональную среду с жилой застройкой.
Наконец, примерно 60% – «индустриальные кварталы», которые утратили прежнее промышленное значение, но могут быть преобразованы под современные производства.
Вадим Шувалов
На заставке: Анадырь