Одним из главных итогов встречи президентов Медведева и Саркози в ходе официального визита во Францию, стало наделавшее много шума на Западе решение о закупке Россией вертолетоносца «Мистраль». До этого Россия никогда не приобретала военные корабли у стран-участниц НАТО. Дмитрий Медведев назвал решение о начале переговоров «символом доверия между нашими странами», хотя французы и заявили, что снимут с корабля всю навигацию и военное оборудование. Но это скорей плюс, так как российские вертолеты котируются в мире повыше французских, впрочем как и наши локаторы и средства ПВО.
Пока конкретные переговоры идут только об одном “Мистрале”, но на итоговой пресс-конференции главы государств заявили, что в ближайшее время российский флот получит еще три таких корабля. Первый из них будет строиться на верфи в Сан-Назере, а вот по поводу остальных президенты пока не договорились.
Если раньше покупка военных кораблей планировалась по схеме “1+3”, т.е. французы продают нам один “Мистраль”, а еще три мы делаем сами по приобретенной лицензии, то сейчас Саркози предлагает вариант “2+2”.
– Россия всегда сама выпускала много военной техники, и до сих пор мы одни из крупнейших поставщиков военной техники в мире – от Калашникова до, скажем, С-300 как средств противоракетной обороны, – отметил Дмитрий Медведев в интервью французскому журналу Paris Match. – Но есть такие сегменты, где неплохо и поучиться, и посмотреть, что делают другие страны. Это, кстати, неплохо и для нашей оборонной промышленности, потому что она должна все равно находиться в конкурентном поле. Поэтому у нас есть интерес к приобретению передовых образцов, в том числе и военных кораблей.
Президент прав, поучиться действительно есть чему. В современной России вертолетоносцев никогда не строили. При СССР в этом особой необходимости не было, ведь вертолеты используются в основном для контроля суши и прибрежных вод, а в масштабах СССР конфликты носили океанический масштаб. В составе военно-морского флота Советского Союза, начиная с 60-х годов, числились всего два вертолетоносца отечественной постройки – “Москва” и “Ленинград”. “Москва” около 10 лет была флагманом Черноморского флота. Боевые корабли несли по 14 вертолетов Ка-25, а также противолодочные ракето-торпеды, торпеды, многоствольные ракетные бомбометы – РБУ-6000, зенитные комплексы и артустановки. Однако крейсеры-вертолетоносцы типа “Москва” предназначались, в первую очередь, для выполнения противолодочных задач, в то время как современный “Мистраль” ориентирован на проведение десантных и спасательных операций. Корабли этой серии в 90-е годы исчерпали свой срок эксплуатации и были списаны на металлолом.
Аналогом французского вертолетоносца можно было бы считать и советский так и не реализованный проект УДК 11780, который по планам мог транспортировать до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), 30 летательных аппаратов и 4 кораблей на воздушной подушке. Однако в те же девяностые проект был отложен, и на сегодняшний день чудовищно устарел.
Российские военные особо не скрывают, что вертолетоносец нужен им для усиления присутствия в Черном море. Командующий российскими ВМС Владимир Высоцкий еще в прошлом году посетовал, что во время грузино-осетинского конфликта такой корабль дал бы России возможность осуществить свою миссию и прибыть из Новороссийска не за 26 часов, а за 40 минут. При этом ВМФ России намерен использовать “Мистраль”, прежде всего, в качестве корабля управления, его десантная функция российскими военными рассматривается как второстепенная. “Мистраль” также будет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками и спасением людей при чрезвычайных ситуациях.
Против заключения контракта уже выступили Украина, Грузия и страны Прибалтики, которые видят угрозу в усилении присутствия России на Балтике и в Черном море. Руководство Франции на эти претензии реагирует более чем сдержанно.
– Мне кажется, что это в интересах Европы, чтобы мы вновь не возвращались в этот сложный период “холодной войны”, – отмечает Саркози.
справка
Корабли класса “Мистраль” призваны выполнять функции десантно-вертолетного корабля-дока, войскового транспорта, плавучего госпиталя и корабля управления. Вертолетоносец предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться и как штабной корабль. В составе ВМФ Франции имеется два судна такого типа и ведется строительство третьего.
Многоцелевой десантный вертолетоносец класса “Мистраль”:
– длина — 199 метров, ширина — 32 метра, осадка — 6,2 метра;
– стандартное водоизмещение 15,65 тысяч тонн, полное — 21,3 тысяч тонн. При заполненном доке — 32,3 тысяч тонн;
– скорость полного хода — 18,8 узлов;
– автономность плавания – 30 суток (10 800 км (5800 миль) на 18 узлах (33 км/ч) или 19800 км (10 700 миль на 15 узлах (28 км/ч));
– энергетическая установка “Мистраля” представляет собой дизель-генераторы, обеспечивающие током все системы корабля. У корабля отсутствуют традиционные линии валов. Две винторулевые колонки, способные вращаться на 360 градусов, обеспечивают скорость полного хода 19 узлов. Ранее такая схема применялась только на современных круизных лайнерах. За счет этого повысились маневренные качества вертолетоносца и была значительно увеличена полезная площадь внутренних помещений.
– экипаж корабля составляет 160 человек (20 офицеров). На борту дополнительно могут разместиться 450 полностью экипированных десантников или 700 человек без вооружения и снаряжения. В качестве корабля управления “Мистраль” может принимать еще 200 человек в командном центре площадью 850 кв.м. Имеются также 69 коек для перевозки раненых.
– высадка десанта может производиться либо на причал, либо в море с использованием катеров (корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 кв.м);
– площадь взлетно-посадочной палубы – 5200 кв. м (достаточно для 6 вертолетов типов NH-90 и Tiger (еще 10 вертолетов могут находиться в ангаре, откуда на палубу их поднимают два лифта)). Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).
– стоимость – от 400 до 600 млн евро.