Российская блогосфера «самая странная в мире»

Сеть, хоть она и всемирная, в России все равно не такая, как во всем мире. В ЖЖ есть юзер, специально занимающийся изучением русского интернета. Зовут его Евгений Горный (e-g), и занимается он этой темой в Штатах. Горный – участник рабочей группы по изучению «новых способов коммуникации в постсоветском мире».

    Недавно эта рабочая группа, в которой состояли и Евгений Горный, провела рабочую встречу, на которой назвала российскую блогосферу “самой странной в мире”. Важнейшей особенностью оказалось запредельное количество спама. Действительно, активность утконосов (так в ЖЖ называют блогеров, размещающих чисто рекламные посты), ботов и просто идиотов, настойчиво не попадающих в тему постов, в российской сети ненормально высока. Это очевидно для любого человека, регулярно заглядывающего в западные блоги.

Замусоривание блогов происходит, во-первых, по коммерческим мотивам. Скажем, служба “Блогун” (blogun.ru) сообщает потенциальному рекламодателю, что “реклама в блогах – современный способ продвижения товаров и услуг, недорогой и эффективный”, а блогеру представляет себя как “удобный и быстрый способ превратить хобби в совершенно законный источник заработка”. Что же нужно делать? – Все просто: “выбирайте рекламодателя, назначайте цену за обзор его товаров и услуг в своем блоге, пишите заметки и получайте прибыль”. Только вот ведение блога – это вовсе не хобби, а заметки эти еще надо уметь писать – иначе их никогда и никто не прочитает. Но – несмотря ни на что – клиентами Блогуна является 22 тыс. 353 блогера, вещающих на аудиторию в 7,5 млн человек.

И вот что еще интересно: другая служба, “Блогокомментатор.ру”, называет расценки на свои услуги. По прайсу этой службы, рекламодатель платит 5 рублей за каждый оставленный в его пользу комментарий. Получается, что “утконосы” трудятся натурально за три рубля. Вопрос: а почему им это интересно? Очевидно, что ответ на него следует искать не в сфере интернета.

Другая особенность нашей сети – наличие наемных политкомментаторов. В конце октября “Новая газета” посвятила этой особенности отдельную публикацию. Давно очевидно, что огромная часть комментариев к записям, касающимся политики, делается людьми, комментирующими эти темы “по долгу службы”. Появление этих комментаторов на зарплате связано с иррациональной боязнью “оранжевой революции”. Именно после событий на Украине кремлевские идеологи получили, судя по результатам их деятельности, немалые бюджеты на борьбу с “оранжевой заразой”. Забавно, что в данном случае проблематична сама постановка проблемы: неясно, откуда у Кремля появилась уверенность в том, что в России может случиться нечто подобное киевским событиям. Социолог Алексей Левинсон недавно рассуждал на эту тему в своей постоянной рубрике в журнале “Неприкосновенный запас”. Социологические данные показывали (и продолжают показывать сегодня), что никакая оранжевая волна России не грозит. Большинство опрошенных либо ничего не знали об украинских событиях, либо выражали негативное к ним отношение. По мнению Левинсона, единственным разумным объяснением активной оранжевой профилактики является жажда наживы: оранжевая угроза появилась только потому, что у людей, готовых с ней бороться, существовала потребность в финансировании. Которое им и удалось в итоге пробить. Получается, что политический мусор в российских блогах есть прямой продукт жизнедеятельности целой цепочки, созданной для присвоения и переработки нефтедолларов. Отсюда вроде бы следует, что по мере сужения нефтедолларового потока мусор будет рассеиваться. Но и это не факт. Потому как перепрофилировать деятельность цепных собак возможным не представляется. Как АвтоВАЗ не умеет делать машины, так и кремлекомментаторы не умеют писать ничего, кроме своих комментариев. А поддерживать трудящихся надо.