Петербургские автозаводы иностранных компаний неожиданно заявили, что их не страшит крах авторынка России, который в первые месяцы 2010 года провалился настолько, что эти цифры уже даже с трудом укладываются в голове. Они собираются увеличить объемы производства в 6 раз. Страшит их только российская таможня, которая меняет правила по принципу – «с понедельника новая жизнь».
В минувшую пятницу в Смольном собрались руководители работающих и строящихся в Петербурге автомобильных заводов. Вместо жалоб на кризис и тяжелые условия ведения бизнеса в России чиновники услышали о том, что в 2010-м автомобильный кластер города наконец даст потрясающий рост. “Нам ясно, что выпуск автомобилей надо увеличивать”, – сказал гендиректор завода General Motors Ханс Юрген Мишель. Вырасти в этом году GM хочет в 6 раз за счет запуска летом новой модели Opel Astra и введения второй смены. “Мы уже вовсю ищем рабочих”, – сказал топ-менеджер, пообещав, что в 2010 году с конвейера сойдет 30 тысяч автомобилей против 5 тысяч в 2009 год. По преимуществу это будут Opel Astra и Chevrolet Cruze, а также Captiva и Antara.
От конкурента не собирается отставать и Nissan, который в этом году собирается увеличить производство в те же 6 раз. Если в первом полугодии, сказал гендиректор завода Дмитрий Михайлов, ежемесячный выпуск составляет около 1200 Teana и X-trail, то летом будет организована вторая смена и производство вырастет до 3 тысяч автомобилей в месяц. Это позволит собрать в 2010 году 25 000 автомобилей. GM и Nissan уверены, что смогут продать все эти машины. Toyota о производстве в текущем году скромно умолчала.
Нельзя не заметить, что рыночная ситуация пока в корне противоречит этим оптимистичным прогнозам. В январе-феврале 2010 года продажи автомобилей в России обрушились на 34% по сравнению с первым двумя месяцами 2009 года. При этом речь идет не о росте продаж дешевых автомобилей типа Focus или Logan, а о представительских Nissan. Да и модели GM – не из самых дешевых. На дешевые машины собирается делать ставку Hyundai, который обещает уже с сентября начать производство дешевой модели, специально разработанной для российского рынка. Какой – пока не говорит. Директор по юридическим вопросам питерского завода корейской компании Виктор Васильев утверждает, что продажи модели начнутся с 1 января 2011 года, причем в следующем году в Петербурге будет собрано ровно 100 тысяч Hyundai.
Впрочем, иностранных инвесторов несложно понять: над ними “висит” соглашение с властями РФ, которое устанавливает определенный график сборки автомобилей. Не выполняя его, автопроизводителям будет довольно сложно доказать, что они заслуживают тех льгот, которые получили в рамках режима промышленной сборки.
Но спутать автопроизводителям карты может таможня, которая то и дело вводит новые правила и отменяет старые. Ранее таможенное оформление комплектующих для сборки автомобилей проводилось на Пискаревском и Выборгском таможенном постах. После того как на последнем была обнаружена контрабанда в крупном размере, оба поста решили закрыть. Таможня приняла решение, что уже с начала мая в промзоне Шушары будет создан специализированный пост, где будет проходить растаможка всех автомобильных комплектующих. Для GM и Toyota, которые находятся в Шушарах, это не страшно, а вот для Hyundai и Nissan – ужасно, потому что им нужно возить грузы через весь город – вначале из порта в Шушары, потом оттуда в промзону Каменка.
Но больше всего должен радоваться, вероятно, известный бизнесмен и депутат Госдумы Виталий Южилин. Именно он контролирует Национальную контейнерную компанию, которая владеет как терминалами в портах Петербурга и Усть-Луге, так и сухопутным терминалом в Шушарах, на территории которого будет таможенный пост. “Если раньше между околотаможенными структурами была конкуренция, снижающая стоимость временного хранения и оформления грузов, то теперь будет монополия”, – говорит чиновник Смольного.
“Нас буквально поставили перед фактом, причем за считанные дни до перемен”, – сказал менеджер одного из автозаводов. А другой сотрудник одной из компаний говорит, что даже сейчас фуры с комплектующими станут причиной пробок на КАДе, а Московское шоссе, на котором придется разворачиваться грузовикам перед таможенным постом, и вовсе встанет намертво.
Сейчас, по данным таможни, в день четыре питерских автозавода получают и оформляют около 250 контейнеров в день. Что случится на подъездных путях, когда заводы увеличат производство в шесть раз и заработает Hyundai, – трудно представить. Все автосборщики хором говорят, что выходом из подбирающегося кризиса могла бы быть организация таможенных постов на каждом из заводов. Именно так работает всеволожский Ford. Но таможня проводить растаможку непосредственно на заводах не хочет, ссылаясь на свои собственные инструкции и правила.
Возможно, что городским властям эту проблему придется решать на каком-то самом высоком уровне.