Феминистская акция “Рожай мясо” прошла 23 февраля (гос. праздник «День Защитника Отечества») в Петербурге. Шесть женщин – две с обнаженной грудью – выступали в роли пацифисток. Хотя, может, это была и провокация, дискредитирующая и пацифизм, и феминизм.
Что было: шесть женщин в камуфляжной одежде, противогазах и кокошниках встали с плакатом «Рожай мясо!» у здания петербургского военкомата. В руках – свёртки, напоминающие запеленованных младенцев. Только в свёртках были не младенцы, а сырое мясо. Две из участниц акции были одеты частично – они демонстрировали прохожим обнажённую грудь.
Что не так в этой феминистской акции?
Проблема первая: анонимность.
Что это за девушки вышли побороться в милитаризмом – неизвестно. Они себя не назвали. Лица скрыты противогазами. Говорят, что это феминистки – но так каждый может самоназваться.
Кроме того, течений среди феминисток много. Есть радикальные феминистки, называющие мужчин «насильниками» и «спермобаками». Есть интерсекциональные феминистки – SJW – social justice warrior (борцы за социальную справедливость), выступающие против любой дискриминации и эксплуатации. Есть либеральные феминистки, которые отстаивают право женщин на секс-работу и суррогатное материнство.
Все эти идейные течения находятся друг с другом в сложных отношениях. Это всё равно, как если бы в 1917-м говорили «социалист», не уточняя, кто это: большевик, меньшевик, эсер или анархист.
А эти феминистки какие? Или они не феминистки вовсе?
Проблема вторая: «Не по вегану!»
Для последователей феминизма использование мяса убитых животных выглядит странно. Однажды Леди Гага появилась в платье из мяса и ее критиковали буквально все: от активистов за права животных до феминисток.
Использование мяса в качестве атрибута для перфомансов и прочих мероприятий, не связанных с первой необходимостью, есть неоправданная эксплуатация животных. Общий феминистский посыл – «любая эксплуатация есть зло». В том числе эксплуатация животных. Во время акции у военкомата этот постулат был нарушен.
В Фейсбуке ходят предположения, что это было не настоящее, а соевое мясо. Но если публика принимает соевое мясо за настоящее, то какая разница!
Проблема третья. «Не по человеку»
«Женщин заставляют рожать мясо, которое государство с удовольствием ест», – так поясняют свою мысль анонимные акционистки.
Но после окончании акции участницы выбросили «куски мяса» перед дверью военкомата.
Читается это так: те, кто погиб на войне – уже не люди. Государство относится к ним как к «мясу», и мы разделяем это отношение.
И вообще, если акция пацифистская, странно оформлять её в кроваво-мясных тонах. А зачем раздеваться и делать акцент на сексуализации женской груди? Какое это отношение имеет к пацифистским лозунгам? Абсолютно никакого.
Одним словом: если бы кто-то хотел успешно дискредитировать и феминизм, и пацифизм, то ему стоило бы выдумать именно такой тошнотворный перфоманс – с мясом, кокошниками, противогазами, голыми грудями и их анонимными обладательницами. Которыми пока не возмутилась ни одна феминисткая организация.
А если вдруг не найдется у нас таких умных антифеминистов, то придется прийти к самому банальному варианту: петербургские феминистки решили просто поиграть в Femen, Pussy Riot и «словить хайп». А то, что в итоге профанируется и превращается в карикатурный гротеск то, во имя чего всё вроде бы и затевалось – так это организоторок волнует в последнюю очередь.
Дина Тороева