Незаметно для большинства горожан Исаакиевский собор сделал еще один шаг в сторону Русской православной церкви. На днях «народным голосованием» он был выбран главным православным символом Санкт-Петербурга. Митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий заявил, что теперь собор должен стать кафедральным – чтобы исполнить народную волю. Что это значит для Исаакия?
Судьбу Исаакиевского собора решили 1486 человек.
Еще в августе Петербургская епархия объявила конкурс, в котором все желающие могли голосовать за храм, достойный стать главным православным символом Петербурга. Выборы проходили в два этапа. Наиболее активными участниками стали сами служители церкви и прихожане. На начальном этапе конкурс больше напоминал соревнование приходов за звание «Храм образцового содержания».
В результате в финал вышли 12 храмов, причем шорт-лист возглавили далеко не самые известные в городе культовые сооружения, находящиеся на окраинах (за выход в финал можно благодарить их активных прихожан). Первое место занял кронштадтский собор Владимирской иконы Божией матери, второе – колпинский Свято-Троицкий храм. Исаакиевский собор оказался на 6 месте, Казанский – на 11-м. Александро-Невская лавра едва пробилась в финалисты, заняв нижнюю 12 строчку рейтинга.
Финальное голосование состоялось 18 ноября в Интернете. Накануне организаторы обещали, что оно станет поистине всенародным, так как в нем примут участие «все люди мира». Проект сопровождался обширной рекламной кампанией: только на начальном этапе было установлено 250 рекламных постеров на улицах, 130 плакатов в метро и 700 электронных экранов в наземном транспорте.
В итоге «людей мира» набралось 7693 человека – столько голосов было учтено при голосовании 18 ноября. По информации сектора коммуникаций Петербургской митрополии, в выборах православного символа Петербурга приняли участие жители Москвы, Краснодарского края, Нижегородской области, Самары, Ростова, республики Карелия, ну и петербуржцы, конечно. Почти 20% проголосовавших со всей страны (1486 человек) решили, что победителем должен стать Исаакиевский собор.
Новость об избрании главного православного символа Петербурга прошла по всем новостным лентам. После чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий заявил, что теперь Исаакий должен стать кафедральным собором. Сейчас статус кафедрального имеет Казанский собор. Что это будет означать для Исаакия?
Кафедральным называется собор, в котором расположена епископская кафедра. В Казанском соборе сегодня располагается кафедра митрополита Варсонофия. Как правящий архиерей он может выбрать для своей кафедры любой другой храм. Статус кафедрального, как правило, означает, что в штате храма больше священнослужителей, чем в обычном.
Пока мало кто понимает, чем на практике обернется повышение православного статуса Исаакиевского собора. Означает ли это понижение статуса для Казанского? Озадачено и местное духовенство, гадающее, во что теперь перерастет история с православными народными выборами. Своими сомнениями, на условиях анонимности, с «Городом 812» поделился священник петербургской епархии.
– Теоретически в рамках одной епархии может существовать несколько кафедральных соборов. Например, наша епархия называется Санкт-Петербургская и Ладожская, следовательно, у нас может быть два кафедральных собора – в Петербурге и в Новой Ладоге. Но бывали ли такие прецеденты, чтобы одновременно два кафедральных собора имелось в одном городе, – нужно заглянуть в историю. Например, до революции Казанский собор был кафедральным для Петербургской епархии, а Исаакиевский – кафедральным Всея Руси. Такая практика существует до сих пор. В Москве Храм Христа спасителя – кафедральный для всей Церкви, а Елоховский Богоявленский собор остался кафедральным для Московской епархии. В Петербурге после революции кафедра епископа несколько раз переносилась из одного храма в другой. В советское время в Ленинграде кафедральным был Никольский Богоявленский собор, потому что Казанский служил музеем. Но когда церковная жизнь возродилась, указом митрополита Казанский вновь стал кафедральным. А Никольский Богоявленский остался почетным кафедральным собором. Как теперь всё повернется – нужно спрашивать того, кто знает мнение владыки митрополита. Широкому кругу оно неизвестно, – говорит священник.
Для РПЦ признание Исаакиевского собора православным символом города – еще один аргумент в пользу того, что творение Монферрана пора уже отдать из государственного ведения в церковное.
Голосование, начинавшееся как невинный конкурс православных активистов, переросло – но скорее всего, так и было задумано – в референдум по конфликтному для церковников вопросу: «Исаакиевский собор – музей или храм?» Полторы тысячи голосов «за храм» со всей страны – это капля в море, едва ли выходящая за пределы погрешности. Однако важен результат: православный символ выбран, и кого волнуют детали.
Митрополит Варсонофий призвал народ на практике поддержать Исаакиевский собор как православный символ:
– Надо молиться, посещать начинать собор почаще, наполнить собор молящимися, и Господь нам все вернет.
Владыка также добавил, что о новом статусе «православного символа» Исаакиевского собора теперь будут рассказывать туристам.
Но ряд наблюдателей думает, что одними туристами дело не закончится. Для начала в Исаакии увеличат штат клириков и займутся усилением «православной функции» относительно музейной.
Елена Роткевич