Румянцевский обелиск должны отреставрировать в этом году. Это непросто

В Румянцевском саду реставраторы одновременно занимаются обелиском «Румянцева Победам» и двумя фонтанами. Обелиск находится в ведение Музей городской скульптуры, фонтаны – «Водоканала». Кроме работ на месте, металлический декор приводят в порядок в мастерских.

Предыдущая капитальная реставрация обелиска проводилась ровно сорок лет назад, сообщила Екатерина Шишкина, заведующая отделом памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры.

Для петербургских памятников это очень большой срок. Тем более, когда речь идет о сложном монументе из разных материалов, который подвергается воздействию двух агрессивных сред – вандалов и растительности. Первые оставляют надписи, отдирают фрагменты декора, бьют бутылки о гранит и мрамор. Природа окружает обелиск со всех сторон, «засевая» трещины в блоках деревцами, мхом, грибком и прочая.  На языке хранителей подобных памятников вся это называется «биология».

Чтобы понять сложность реставрационных работ – немного истории.

Идея памятника была придумана Екатериной II в честь побед армии фельдмаршала Петра Румянцева над турками при Лагре и Кагуле (оба в сражения произошли в 1770 г.). Но реализовать мысль матери довелось уже императору Павлу. Он решил установить памятник на Царицыном лугу (ныне – Марсово поле) недалеко от строившегося Михайловского замка.

Проект обелиска была заказан архитектору Винченцо Бренне, тому, что построил Михайловский замок. Бренна был любимым зодчим Павла и постарался на славу, создав обелиск «Румянцева Победам» – очень затейливый памятник из разных материалов.

В 1819 году Александр I решил, что обелиску самое место у Кадетского корпуса, который оканчивал Румянцев. Монумент переехал на Васильевский остров.

Сад и два фонтана появились еще позднее, в середине XIX века. Для обелиска это было плохое решение: предназначенный для огромной площади, он оказался в центре очень скромного сада и постепенно скрылся в тени разросшихся деревьев.

Теперь о том, как устроен обелиск. В самом низу – основание из гранитных ступеней, образующих три ряда. Выше находится постамент, он сложен из кирпича и отделан тремя видами мрамора. Из белого каррарского вырезаны барельефы, опоясывающие постамент и изображающие военные атрибуты. Под барельефами находится декор – 11 бронзовых венков и 12 «сережек» между ними.  На центральной грани обелиска расположена памятная доска с позолоченными буквами «Румянцева Победам», увенчанная бронзовым круглым лавровым венком и двумя ветками. Весь бронзовый декор прочеканен вручную, поэтому листья выглядят как живые.

Поднимаемся еще выше. Постамент завершают четыре гранитные «стопы», которые покоятся на свинцовых амортизаторах. На «стопах» установлен, собственно, сам гранитный обелиск в форме пирамиды, который был отполирован до зеркального блеска. На верхушку одет латунный чехол. Над ним медный шар и орел – символы храбрости Румянцева и его известности по всей земле. Общая высота монумента – 21 метр.

Обследование, которое предшествовало реставрации, началось с самого верха. На голове орла находится большая пробка. Она имеет важное значение.

Смотрим на фото, сделанное после снятия всего декора и чехла, который прячет крепежную конструкцию. В центре находится пирон, который двумя пластинами – «пальцами» держится за обелиск, но основная нагрузка лежит на той части пирона, которая уходит внутрь гранита. Таким образом, на пирон сначала одевается чехол, потом шар и орел, а пробка фиксирует все детали.

На том же фото видно, что пирон имеет следы коррозии, в верхней части гранита имеется старая трещина, которую заделывали «мастиковками» во время предыдущей реставрации.

Сейчас специалисты размышляют, стоит ли вынимать пирон, чтобы почистить его, а может быть, заменить на новый или проводить реставрацию на месте. В любом случае, под чехол придется установить стяжку, чтобы предотвратить дальнейшее расширение трещины в граните.

Тем временем, орел отправился на лечение в условиях мастерских. Там его сначала взвесили, потянул на 86 кг. Потом сняли пробу материала – оказался бронзовый сплав. Внутри фигура полая. Вероятно, это литье с последующей ручной доработкой. Перышки орлу почистили, теперь предстоит золочение.

Там же будут отливаться утраченные детали бронзового декора, расположенного на постаменте (см описание выше).

Возвращаемся в Румянцевский сад. Восполнение утрат и полировка гранита самого обелиска будут производится на месте. Между «стопами» помещается голова человека. И одна из них- реставраторская, обнаружила, что в верхней части постамента разрушилась так называемая «забутовка», смесь кирпича, гранита, мрамора и связующих, которые предохраняют крепеж обелиска. Оттуда достали ведро земли и мусора, теперь предстоит восстановить «забутовку».

Но самые сложные (как часто бывает в Петербурге) работы – реставрация мрамора. Как-то один опытный музейщик заметил, что естественный мрамор и петербургский климат – две вещи несовместные. Реставраторам предстоит опровергать это утверждение.

Часть загрязнений поддается удалению с помощью «смывок». Так называемые «черные корки» удаляют специальными компрессами.

Мрамор будет реставрироваться на месте, барельефы невозможно снять без полной разборки обелиска.

Наконец, гранитные ступени в основании монумента разъехались, их предстоит вернуть на свои места и восстановить заполнения швов.

Все работы по Румянцевскому обелиску должны быть закончены в этом году. В январе следующего, 2025-го исполняется 300 лет со дня рождения Петра Румянцева.

Что касается фонтанов, то чугунные детали вывезены в мастерские, где идет устранение дефектов, а на месте производится восстановление каменных чаш и монтаж новой инженерии. Здесь работы должны быть завершены также в 2024 году.

Борис Вадимов

Фото предоставлены Музеем городской скульптуры и его пресс-службой, а также сделаны автором.

Редакция благодарит Екатерину Шишкину и Ольгу Иванову, пресс-атташе Музея городской скульптуры, за помощь в подготовке материала.