Русский авангардный фарфор. Зачем смотреть на него в Эрмитаже

Выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира» в Эрмитаже – развитие проекта «Русский авангард. Революция в искусстве», который был показан в Амстердаме в самом начале 2022 года и был, по понятным причинам, досрочно свернут. Там идея был такой: представить русский авангардный фарфор, что было до него и что ждало художников после 1932 года, когда единственно правильным направлением в искусстве стал соцреализм.

В Петербурге решили сократить ту часть, которая про фарфор до 1917 года, оставив двенадцать фигур из серии «Народности России»», две из серии «История Российской гвардии» и еще немного, а больше показать фарфор эпохи соцреализма и добавить современные произведения, которые созданы под влиянием и/или омажируют классическому авангарду.

Разумеется, авангардный фарфор «есть пошел» от живописи Кандинского и Малевича. На выставке показаны картины Кандинского «Пейзаж. Дюнаберг в окрестностях Мурнау» (1913) и «Эскиз к «Композиции V» (1911). Малевича больше – «Супрематизм» (1915), эта картина хорошо видна на фотографии «Казимир Малевич на выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1932), а также редко выставляемые картины 1928-1929 годов: «Женский торс», «Крестьянин в поле» и еще один «Супрематизм».

Есть эскизы и образцы посуды, расписанные по эскизам самих титанов авангарда, но они менее интересны.

 .

Выбор “Города 812”

 .

Тарелка «Кубистическая с молотком». 1919. Автор росписи – Сергей Чехонин, в первые годы советской власти – главный художник ИФЗ, ставшего Государственным фарфоровым заводом.

.

Получашка. 1923. Казимир Малевич. Скоро будем отмечать столетие предмета, который тиражируется до сих пор с разными росписями (некоторые показаны на нынешней выставке).

.

Скульптура «Женщина-НЭП». 1923. Авторы фигуры и росписи – Наталья и Елена Данько. Это не супрематизм, но уже и не этнография. Скорее – антропология.

 .

Тарелка «Портниха». 1923. Александр Самохвалов, редкий для этого художника образец росписи по фарфору.

 .

Чернильница с крышкой «Физкультурницы». 1934. Та же Н.Данько, но уже после прихода к власти соцреализма.

.

Комплект писателя «Пишущая машинка. Серебро». 2010. Форма и роспись Инны Олевской. Замечательный кофейный сервиз на одну персону или «эгоист». В «звезде» есть два отверстия. Значит, она предназначена для сахарного песка. Или сливок.      

Выставка работает по 26 марта 2023 года.

Вадим Шувалов