Русский музей показывает в Михайловском замке скульптуры и рисунки Наума Могилевского (1895-1975). В местечке под Витебском он – юношей – овладел мастерством камнереза. В начале 1920-х годов учился в Академии художеств, когда она звонко назвалась ВХУТЕМАС.
Быстро стал выставляться, вошел в состав ленинградской группы «Круг художников», которая декларировала преданность новому пролетарскому реализму. Могилевский был членом Союза художников со дня его основания в 1932 году.
Но скульптор не получил при жизни ни одной персональной выставки. Та, что планировалась в ЛОСХе в 1960-е годы, так и не открылась, хотя был напечатан каталог (теперь библиографическая редкость). Только в возрасте 67 лет Могилевскому наконец предоставили мастерскую. До этого он перебивался случайными точками приложения скульптурного труда. В 1970 году его удостоили небольшой отдельной квартиры в Ленинграде.
На вопрос, почему так происходило, могут дать ответ несколько произведений – «Автопортрет», «Женская голова с объемом на голове», «Семья». Раскрасить гипс в красный цвет – подозрительно, посадить кубик на голову еще сомнительнее. «Семья» – просто ни в какие ворота. Такова могла быть логика соцреалистических выставкомов.
Еще не разобран полностью архив Татьяны Мантуровой, специалиста по отечественной скульптуре советского периода, которая полвека работала в Русском музее. Возможно, там найдутся ответы на этот и другие вопросы.
Вадим Шувалов