Все знают сказку о Красной Шапочке. Но мало кто удивляется ее абсолютной нелогичности. Вот это и удивительно – все нестыковки лежат на поверхности.
Вместе с художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он в детстве читал, но не всегда помнит, что там написано. После «Трех мушкетеров» Дюма-отца переходим к «Красной Шапочке» (есть вариации Шарля Перро и братьев Гримм).
Сюжет вкратце: маленькую и симпатичную девочку по имени Красная Шапочка мать отправляет к бабушке отнести пирожки и горшок с маслом. Дорога шла через лес, Красная Шапочка встретила волка. Рассказала ему, что идет к бабушке. Девочка была лакомым кусочком, но волк решил ее не есть. А начать с бабушки – побежал быстрее и проглотил почтенную даму. Когда девочка, набрав цветов, наконец добралась до бабушки, волк уже изображал старушку, лежа на ее кровати. Предложил ей лечь рядом. Девочка легла, а потом засомневалась в том, что перед ней дама. Начала задавать вопросы. В итоге волку пришлось съесть Красную Шапочку. Но он ее не прожевал. Потому что когда пришел охотник и вскрыл волку живот, из него вылезли и девочка и бабушка. Вместе они набили камнями волчий живот.
Нелогичностей тут навалом. Какая мать пошлет ребенка через лес с волками?
Но и девочка дико несообразительная. Умная девочка после встречи с волком не стала бы собирать цветочки, а помчалась бы к бабушке предупредить об опасности. А как Красная Шапочка умудрилась, глядя на волка, предположить, что видит бабушку? Почему сразу не убежала?
Американский психиатр Эрик Берн увидел во всем этом сексуальный подтекст. Мать решила отделаться от дочки под видом несчастного случая. Вероятно, ребенок мешал ей удовлетворять какие-то фантазии. Случай в лесу позволил бы потом причитать: «Какой кошмар! Невозможно пройти по лесу, чтобы не встретить волка!»
Почему бабушка, живя одиноко в лесу, не закрывает дверь на ключ? Может, рассчитывает на что-то? А Красная Шапочка – не слишком ли легко ложится в постель с незнакомцами?
Нам, конечно, эти американские подтексты кажутся не во всем убедительными. Хотя понятно, что волк попал в женскую ловушку. Поэтому мораль этой сказки не в том, что девочкам нечего делать в лесу с волками, а в том, что волкам не нужно иметь дело с наивными с виду девочками и держаться подальше от их бабушек.
Проницательный художник Богорад смотрит на это чуть по-другому. Проблема, говорит он, не в том, что нельзя иметь дело с женщинами. А в том, что надо соответствовать их желаниям. И тогда никто не будет набивать тебе живот камнями.
С.Б.