LADA
CHEVROLET
FORD
HYUNDAI
RENAULT
TOYOTA
KIA
NISSAN
ГАЗ
DAEWOO
Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка. По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Если быть более точными, то данные продаж за 11 месяцев 2009 года Комитета автопроизводителей АЕБ свидетельствуют о падении рынка на 50% – с 2 689 241 проданного автомобиля за 11 месяцев 2008 года до 1 337 792 автомобилей за аналогичный период в этом году.
Резкий спад коснулся почти всех компаний. Особенно несладко пришлось японским производителям: из-за очень высокого курса иены по сравнению с долларом и европейской валютой, не говоря уж о рухнувшем год назад рубле, японским производителям пришлось существенно поднимать цены на свою продукцию. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составило 72%, 64% и 63% соответственно. Toyota это стоило двух мест в рейтинге самых успешных в России марок автомобилей, и теперь она только шестая, Mitsubishi опустилась на третье место и стала 11-й, а Honda с 13-го места ушла на 19-е. Лучше дела у других японских производителей – Nissan, Subaru и Mazda, но и их показатели по 2009 году ниже среднерыночного: снижение составило 56%, 57% и 59% соответственно. В когорте лидеров рынка из первой двадцатки нелегко также пришлось Opel (снижение на 64%) и Возможно, на продажи Opel повлияла и неопределенность будущего марки – практически полгода компания жила под прессом предстоящей смены владельца. Таким же образом несладко пришлось и другим производителям, которым грозили в этом году банкротство и продажа. Volvo и Saab, несмотря на относительно стабильное положение премиум-марок, к которым они относятся, испытали на себе значительное падение продаж – на 66% и 71% соответственно. Плохое положение дел с продажами у американского Chrysler: если брать все три американские марки, принадлежащие к Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Исключение лишь одно – Hummer. Хоть американцы и продали эту марку китайцам, но пока все дела по ней ведут сами – сборка в Калининграде и снижение цен привели к росту продаж огромных внедорожников на 74%. Еще одна компания, которой удалось в кризисный год показать выдающийся результат, – Citroen (рост 6%). Citroen обогнал в этом году Mercedes-Benz, Subaru, Land Rover и еще несколько компаний и поднялся в табели о рангах на российском рынке с 31-го на 23-е место.
Практически не почувствовали на себе кризиса продажи “большой немецкой тройки”: BMW (-13%), Audi (-12%), Mercedes-Benz (-29%). Они теперь возглавили премиум-класс, скинув с пьедестала Volvo и Land Rover. За счет перевода почти всего модельного ряда Volkswagen на завод в Калугу и ухода тем самым от высоких таможенных пошлин немцам удалось удержать цены на свои автомобили, а значит, и продажи. VW за 11 месяцев 2009 года продал 36 с половиной тысяч автомобилей и поднялся с 17-го на 12-е место. Падение продаж VW составило всего 19% – один из лучших показателей этого кризисного года. Среди лидеров неплохо себя чувствуют KIA (-26%), – компания вообще провела очень активный для себя год в России, выпустив на рынок сразу несколько новых моделей, – Renault (-34%) и Skoda (-34%), Fiat (-35%).
Поддерживаемый государством АвтоВАЗ удержал падение продаж на среднерыночном уровне – минус 45%. ГАЗ и “Иж” потеряли значительно больше. Появились в России и три новые марки автомобилей, которые с первого года вышли на неплохой уровень продаж. Это марки Tagaz и Vortex из Таганрога – здесь раньше работали на Hyundai, а теперь делают лицензионные и собственные модели, – а также Chance – украинские автомобили.
Тенденцией ноября стал рост продаж нескольких компаний, который может помочь им к концу года подняться в рейтинге. Так, KIA претендует на то, чтобы по итогам года обогнать Toyota и забраться на выдающееся для себя шестое место. В ноябре KIA продала 7218 автомобилей, уступив по этому показателю только Hyundai и Lada. Если не считать гиганта Lada, то ноябрь 2009 года можно назвать корейским. Вслед за корейскими продажами идут показатели Chevrolet и Renault. Отлично в этом месяце продавались автомобили Suzuki и BMW. По отношению к прошлому ноябрю рост их продаж составил +38% и +21% соответственно.
В ноябре выросли продажи еще у нескольких премиум-брендов: Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Cadillac – похоже, дела у российского бизнеса пошли на лад, раз россияне снова начали покупать дорогие автомобили. Чего не скажешь о более доступных. Упали продажи Honda (-85%), Opel (-78%), Toyota (69%), Mazda (-68%), Ford (-66%) и Chevrolet (-61%). А еще не очень идут дела у АвтоВАЗа (-56%). В целом результаты ноября не очень хороши, и остается надеяться на традиционный всплеск продаж в декабре. В последний месяц года всегда активизируются и покупатели, и продавцы.
Среди моделей легковых автомобилей лидеры все те же – это четыре семейства Lada, а также Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Только очередность в рейтинге иномарок теперь другая. Продажи упали у всех моделей, но лидером стал московский Logan. За ним идет питерский Ford и замыкает тройку калининградский Lacetti. Более того, продажи Logan идут так успешно, что в ноябре они выросли по сравнению с ноябрем прошлого года и Logan по продажам ноября 2009 года обогнал даже Lada Kalina и – чудо – классические “Жигули” ВАЗ-2105/07. Надеемся, что 30-летняя модель ВАЗ-2105 (старт продаж – 1980 год) наконец-то доживает свой конвейерный век.
В ноябре прошлого года было продано более 23 000 “классики”, что в 2,5 раза больше ближайшего конкурента. В ноябре 2009 года ситуация другая – всего 4860 проданных автомобилей самой старой модели российского рынка. Хотя есть еще Lada 4×4, бывшая наша “Нива” – разработка начала 70-х, последний рестайлинг 2009 года. Так вот, продажи Lada 4×4 растут как по результатам 11 месяцев 2009 года (+6%), так и по результатам ноября (+43%). Еще одной сенсацией года стали продажи паркетника KIA Sportage – они выросли почти в два раза. Теперь KIA Sportage находится на третьем месте среди паркетников, которые занимают места с 21-го по 25-е в списке самых продаваемых моделей автомобилей. Лидером сегмента по-прежнему остается Nissan Qashqai.
Лидером продаж A-класса остается Daewoo Matiz. В B-классе продажи Hyundai Getz по-прежнему лучше всех. Вторым идет Chevrolet Aveo. Если не считать показатели Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos, которые на нашем рынке скорее попадают в сегмент low-cost (так называемые народные автомобили), то в С-классе, несмотря на существенное падение продаж, лидирует Opel Astra. Затем идут KIA Cee’d, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer X и Mazda3. Но к концу года KIA Cee’d вполне может отобрать лидерство у Astra, если декабрь повторит ситуацию ноября, когда благодаря активности KIA продажи Cee’d шли просто замечательно.
Кирилл Орлов (AutoNews)
Самые продаваемые автомобили в России за 11 месяцев 2009 года |
|||||||
№ |
Марка |
11 месяцев 2009 года (шт.) |
11 месяцев 2008 года (шт.) |
Изменение (%) |
Ноябрь 2009 год (шт.) |
Ноябрь 2008 год (шт.) |
Изменение (%) |
1 |
LADA |
321 677 |
585 044 |
-45 |
23 952 |
51 300 |
-53 |
2 |
CHEVROLET |
95 100 |
215 480 |
-56 |
6 371 |
16 192 |
-61 |
3 |
FORD |
75 078 |
169 008 |
-56 |
4 792 |
14 039 |
-66 |
4 |
HYUNDAI |
66 721 |
183 013 |
-64 |
7 985 |
11 516 |
-31 |
5 |
RENAULT |
66 018 |
99 784 |
-34 |
6 247 |
7 137 |
-12 |
6 |
TOYOTA |
62 888 |
176 232 |
-64 |
4 166 |
13 271 |
-69 |
7 |
KIA |
62 087 |
83 734 |
-26 |
7 218 |
5 251 |
37 |
8 |
NISSAN |
59 260 |
134 678 |
-56 |
3 295 |
7 218 |
-54 |
9 |
ГАЗ |
52 285 |
123 465 |
-58 |
4 456 |
6 678 |
-33 |
10 |
DAEWOO |
46 963 |
92 160 |
-49 |
3 802 |
4 381 |
-13 |
11 |
MITSUBISHI |
39 038 |
104 525 |
-63 |
2 407 |
5 514 |
-56 |
12 |
VOLKSWAGEN |
36 471 |
45 244 |
-19 |
2 610 |
4 210 |
-38 |
13 |
OPEL |
32 516 |
91 462 |
-64 |
1 307 |
5 895 |
-78 |
14 |
SKODA |
30 089 |
45 752 |
-34 |
2 451 |
4 284 |
-43 |
15 |
УАЗ |
29 089 |
49 046 |
-41 |
3 209 |
3 392 |
-5 |
16 |
MAZDA |
28 927 |
69 711 |
-59 |
1 241 |
3 917 |
-68 |
17 |
PEUGEOT |
27 750 |
43 918 |
-37 |
1 587 |
4 054 |
-61 |
18 |
SUZUKI |
22 687 |
35 555 |
-36 |
3 089 |
2 231 |
38 |
19 |
HONDA |
21 783 |
78 024 |
-72 |
1 233 |
8 075 |
-85 |
20 |
FIAT |
15 682 |
24 080 |
-35 |
1 477 |
2 127 |
-31 |
21 |
BMW |
14 606 |
16 833 |
-13 |
1 420 |
1 170 |
21 |
22 |
AUDI |
13 918 |
15 805 |
-12 |
1 082 |
1 382 |
-22 |
23 |
CITROEN |
11 315 |
10 709 |
6 |
686 |
1 078 |
-36 |
24 |
MERCEDES-BENZ |
10 955 |
15 529 |
-29 |
1 250 |
1 212 |
3 |
25 |
SUBARU |
8 519 |
19 937 |
-57 |
829 |
1 419 |
-42 |
26 |
LAND ROVER |
8 307 |
18 360 |
-55 |
779 |
921 |
-15 |
27 |
SSANGYONG |
7 729 |
13 418 |
-42 |
836 |
1 419 |
-41 |
28 |
GEELY |
7 377 |
3 374 |
119 |
323 |
764 |
-58 |
29 |
VOLVO |
6 349 |
18 534 |
-66 |
479 |
1 219 |
-61 |
30 |
LEXUS |
5 886 |
13 410 |
-56 |
519 |
540 |
-4 |
31 |
VORTEX |
5 788 |
N/A |
– |
355 |
N/A |
– |
32 |
CHANCE |
5 772 |
– |
– |
1 016 |
– |
– |
33 |
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) |
5 685 |
21 353 |
-73 |
137 |
734 |
-81 |
34 |
VOLKSWAGEN ком. автмб. |
4 887 |
9 301 |
-47 |
417 |
630 |
-34 |
35 |
INFINITI |
4 391 |
6 970 |
-37 |
274 |
719 |
-62 |
36 |
CHERY |
4 347 |
15 180 |
-71 |
487 |
538 |
-9 |
37 |
ТАГАЗ |
4 274 |
N/A |
– |
373 |
N/A |
– |
38 |
LIFAN |
2 628 |
4 273 |
-38 |
126 |
400 |
-69 |
39 |
GREAT WALL |
2 361 |
7 951 |
-70 |
158 |
312 |
-49 |
40 |
CADILLAC |
1 416 |
1 553 |
-9 |
85 |
47 |
81 |
41 |
MERCEDES-BENZ ком. Автмб. |
1 273 |
2 667 |
-52 |
174 |
181 |
-4 |
42 |
PORSCHE |
1 151 |
1 881 |
-39 |
88 |
70 |
26 |
43 |
HUMMER |
1 068 |
613 |
74 |
36 |
41 |
-12 |
44 |
BYD |
982 |
4 922 |
-80 |
24 |
245 |
-90 |
45 |
JAGUAR |
866 |
1 497 |
-42 |
54 |
74 |
-27 |
46 |
SEAT |
849 |
2 053 |
-59 |
48 |
102 |
-53 |
47 |
MINI |
618 |
802 |
-23 |
86 |
41 |
110 |
48 |
IVECO |
543 |
713 |
-24 |
113 |
45 |
151 |
49 |
DODGE |
414 |
4 225 |
-90 |
33 |
125 |
-74 |
50 |
JEEP |
390 |
2 673 |
-85 |
34 |
91 |
-63 |
51 |
SAAB |
335 |
1 151 |
-71 |
25 |
56 |
-55 |
52 |
CHRYSLER |
322 |
1 353 |
-76 |
43 |
56 |
-23 |
53 |
IKCO продажи прекращены |
178 |
1 961 |
-91 |
– |
95 |
– |
54 |
ALFA ROMEO |
101 |
299 |
-66 |
7 |
21 |
-67 |
55 |
ISUZU |
83 |
26 |
– |
11 |
18 |
-39 |
|
Всего |
1 337 792 |
2 689 241 |
-50 |
105 302 |
196 447 |
-46 |
|
Источник таблиц: Комитет Автопроизводителей АЕБ |