Самые продаваемые автомобили в России за 11 месяцев 2009 года

LADA
CHEVROLET
FORD
HYUNDAI
RENAULT
TOYOTA
KIA
NISSAN
ГАЗ
DAEWOO

   Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка. По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Если быть более точными, то данные продаж за 11 месяцев 2009 года Комитета автопроизводителей АЕБ свидетельствуют о падении рынка на 50% – с 2 689 241 проданного автомобиля за 11 месяцев 2008 года до 1 337 792 автомобилей за аналогичный период в этом году.

 Резкий спад коснулся почти всех компаний. Особенно несладко пришлось японским производителям: из-за очень высокого курса иены по сравнению с долларом и европейской валютой, не говоря уж о рухнувшем год назад рубле, японским производителям пришлось существенно поднимать цены на свою продукцию. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составило 72%, 64% и 63% соответственно. Toyota это стоило двух мест в рейтинге самых успешных в России марок автомобилей, и теперь она только шестая, Mitsubishi опустилась на третье место и стала 11-й, а Honda с 13-го места ушла на 19-е. Лучше дела у других японских производителей – Nissan, Subaru и Mazda, но и их показатели по 2009 году ниже среднерыночного: снижение составило 56%, 57% и 59% соответственно. В когорте лидеров рынка из первой двадцатки нелегко также пришлось Opel (снижение на 64%) и Возможно, на продажи Opel повлияла и неопределенность будущего марки – практически полгода компания жила под прессом предстоящей смены владельца. Таким же образом несладко пришлось и другим производителям, которым грозили в этом году банкротство и продажа. Volvo и Saab, несмотря на относительно стабильное положение премиум-марок, к которым они относятся, испытали на себе значительное падение продаж – на 66% и 71% соответственно. Плохое положение дел с продажами у американского Chrysler: если брать все три американские марки, принадлежащие к Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Исключение лишь одно – Hummer. Хоть американцы и продали эту марку китайцам, но пока все дела по ней ведут сами – сборка в Калининграде и снижение цен привели к росту продаж огромных внедорожников на 74%. Еще одна компания, которой удалось в кризисный год показать выдающийся результат, – Citroen (рост 6%). Citroen обогнал в этом году Mercedes-Benz, Subaru, Land Rover и еще несколько компаний и поднялся в табели о рангах на российском рынке с 31-го на 23-е место.

Практически не почувствовали на себе кризиса продажи “большой немецкой тройки”: BMW (-13%), Audi (-12%), Mercedes-Benz (-29%). Они теперь возглавили премиум-класс, скинув с пьедестала Volvo и Land Rover. За счет перевода почти всего модельного ряда Volkswagen на завод в Калугу и ухода тем самым от высоких таможенных пошлин немцам удалось удержать цены на свои автомобили, а значит, и продажи. VW за 11 месяцев 2009 года продал 36 с половиной тысяч автомобилей и поднялся с 17-го на 12-е место. Падение продаж VW составило всего 19% – один из лучших показателей этого кризисного года. Среди лидеров неплохо себя чувствуют KIA (-26%), – компания вообще провела очень активный для себя год в России, выпустив на рынок сразу несколько новых моделей, – Renault (-34%) и Skoda (-34%), Fiat (-35%).

Поддерживаемый государством АвтоВАЗ удержал падение продаж на среднерыночном уровне – минус 45%. ГАЗ и “Иж” потеряли значительно больше. Появились в России и три новые марки автомобилей, которые с первого года вышли на неплохой уровень продаж. Это марки Tagaz и Vortex из Таганрога – здесь раньше работали на Hyundai, а теперь делают лицензионные и собственные модели, – а также Chance – украинские автомобили.

Тенденцией ноября стал рост продаж нескольких компаний, который может помочь им к концу года подняться в рейтинге. Так, KIA претендует на то, чтобы по итогам года обогнать Toyota и забраться на выдающееся для себя шестое место. В ноябре KIA продала 7218 автомобилей, уступив по этому показателю только Hyundai и Lada. Если не считать гиганта Lada, то ноябрь 2009 года можно назвать корейским. Вслед за корейскими продажами идут показатели Chevrolet и Renault. Отлично в этом месяце продавались автомобили Suzuki и BMW. По отношению к прошлому ноябрю рост их продаж составил +38% и +21% соответственно.

В ноябре выросли продажи еще у нескольких премиум-брендов: Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Cadillac – похоже, дела у российского бизнеса пошли на лад, раз россияне снова начали покупать дорогие автомобили. Чего не скажешь о более доступных. Упали продажи Honda (-85%), Opel (-78%), Toyota (69%), Mazda (-68%), Ford (-66%) и Chevrolet (-61%). А еще не очень идут дела у АвтоВАЗа (-56%). В целом результаты ноября не очень хороши, и остается надеяться на традиционный всплеск продаж в декабре. В последний месяц года всегда активизируются и покупатели, и продавцы.

Среди моделей легковых автомобилей лидеры все те же – это четыре семейства Lada, а также Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Только очередность в рейтинге иномарок теперь другая. Продажи упали у всех моделей, но лидером стал московский Logan. За ним идет питерский Ford и замыкает тройку калининградский Lacetti. Более того, продажи Logan идут так успешно, что в ноябре они выросли по сравнению с ноябрем прошлого года и Logan по продажам ноября 2009 года обогнал даже Lada Kalina и – чудо – классические “Жигули” ВАЗ-2105/07. Надеемся, что 30-летняя модель ВАЗ-2105 (старт продаж – 1980 год) наконец-то доживает свой конвейерный век.

В ноябре прошлого года было продано более 23 000 “классики”, что в 2,5 раза больше ближайшего конкурента. В ноябре 2009 года ситуация другая – всего 4860 проданных автомобилей самой старой модели российского рынка. Хотя есть еще Lada 4×4, бывшая наша “Нива” – разработка начала 70-х, последний рестайлинг 2009 года. Так вот, продажи Lada 4×4 растут как по результатам 11 месяцев 2009 года (+6%), так и по результатам ноября (+43%). Еще одной сенсацией года стали продажи паркетника KIA Sportage – они выросли почти в два раза. Теперь KIA Sportage находится на третьем месте среди паркетников, которые занимают места с 21-го по 25-е в списке самых продаваемых моделей автомобилей. Лидером сегмента по-прежнему остается Nissan Qashqai.

Лидером продаж A-класса остается Daewoo Matiz. В B-классе продажи Hyundai Getz по-прежнему лучше всех. Вторым идет Chevrolet Aveo. Если не считать показатели Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos, которые на нашем рынке скорее попадают в сегмент low-cost (так называемые народные автомобили), то в С-классе, несмотря на существенное падение продаж, лидирует Opel Astra. Затем идут KIA Cee’d, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer X и Mazda3. Но к концу года KIA Cee’d вполне может отобрать лидерство у Astra, если декабрь повторит ситуацию ноября, когда благодаря активности KIA продажи Cee’d шли просто замечательно.     

Кирилл Орлов (AutoNews)
 

Самые продаваемые автомобили в России за 11 месяцев 2009 года

Марка

11 месяцев 2009 года (шт.)

11 месяцев 2008 года (шт.)

Изменение (%)

Ноябрь 2009 год (шт.)

Ноябрь 2008 год (шт.)

Изменение (%)

1

LADA

321 677

585 044

-45

23 952

51 300

-53

2

CHEVROLET

95 100

215 480

-56

6 371

16 192

-61

3

FORD

75 078

169 008

-56

4 792

14 039

-66

4

HYUNDAI

66 721

183 013

-64

7 985

11 516

-31

5

RENAULT

66 018

99 784

-34

6 247

7 137

-12

6

TOYOTA

62 888

176 232

-64

4 166

13 271

-69

7

KIA

62 087

83 734

-26

7 218

5 251

37

8

NISSAN

59 260

134 678

-56

3 295

7 218

-54

9

ГАЗ

52 285

123 465

-58

4 456

6 678

-33

10

DAEWOO

46 963

92 160

-49

3 802

4 381

-13

11

MITSUBISHI

39 038

104 525

-63

2 407

5 514

-56

12

VOLKSWAGEN

36 471

45 244

-19

2 610

4 210

-38

13

OPEL

32 516

91 462

-64

1 307

5 895

-78

14

SKODA

30 089

45 752

-34

2 451

4 284

-43

15

УАЗ

29 089

49 046

-41

3 209

3 392

-5

16

MAZDA

28 927

69 711

-59

1 241

3 917

-68

17

PEUGEOT

27 750

43 918

-37

1 587

4 054

-61

18

SUZUKI

22 687

35 555

-36

3 089

2 231

38

19

HONDA

21 783

78 024

-72

1 233

8 075

-85

20

FIAT

15 682

24 080

-35

1 477

2 127

-31

21

BMW

14 606

16 833

-13

1 420

1 170

21

22

AUDI

13 918

15 805

-12

1 082

1 382

-22

23

CITROEN

11 315

10 709

6

686

1 078

-36

24

MERCEDES-BENZ

10 955

15 529

-29

1 250

1 212

3

25

SUBARU

8 519

19 937

-57

829

1 419

-42

26

LAND ROVER

8 307

18 360

-55

779

921

-15

27

SSANGYONG

7 729

13 418

-42

836

1 419

-41

28

GEELY

7 377

3 374

119

323

764

-58

29

VOLVO

6 349

18 534

-66

479

1 219

-61

30

LEXUS

5 886

13 410

-56

519

540

-4

31

VORTEX

5 788

N/A

355

N/A

32

CHANCE

5 772

1 016

33

ИЖ (вкл. ВАЗ 2104)

5 685

21 353

-73

137

734

-81

34

VOLKSWAGEN ком. автмб.

4 887

9 301

-47

417

630

-34

35

INFINITI

4 391

6 970

-37

274

719

-62

36

CHERY

4 347

15 180

-71

487

538

-9

37

ТАГАЗ

4 274

N/A

373

N/A

38

LIFAN

2 628

4 273

-38

126

400

-69

39

GREAT WALL

2 361

7 951

-70

158

312

-49

40

CADILLAC

1 416

1 553

-9

85

47

81

41

MERCEDES-BENZ ком. Автмб.

1 273

2 667

-52

174

181

-4

42

PORSCHE

1 151

1 881

-39

88

70

26

43

HUMMER

1 068

613

74

36

41

-12

44

BYD

982

4 922

-80

24

245

-90

45

JAGUAR

866

1 497

-42

54

74

-27

46

SEAT

849

2 053

-59

48

102

-53

47

MINI

618

802

-23

86

41

110

48

IVECO

543

713

-24

113

45

151

49

DODGE

414

4 225

-90

33

125

-74

50

JEEP

390

2 673

-85

34

91

-63

51

SAAB

335

1 151

-71

25

56

-55

52

CHRYSLER

322

1 353

-76

43

56

-23

53

IKCO продажи прекращены

178

1 961

-91

95

54

ALFA ROMEO

101

299

-66

7

21

-67

55

ISUZU

83

26

11

18

-39

 

Всего

1 337 792

2 689 241

-50

105 302

196 447

-46

 

Источник таблиц: Комитет Автопроизводителей АЕБ