Самые влиятельные люди культуры Петербурга-2008

Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра – 9,4
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа – 7,8
Владимир Гусев, директор Русского музея – 6,1
Даниил Гранин, писатель – 3,8
Валерий Фокин, худрук Александринского театра – 3,7
Лев Додин, худрук МДТ – 2,8
Владимир Кехман, директор Михайловского театра – 2,5
Александр Сокуров, режиссер – 2,4
Дмитрий Месхиев, режиссер – 2,3
Юрий Шевчук, певец – 1,8

Будучи по должности культурной столицей России, Петербург никем не богат так, как деятелями культуры, в том числе знаменитыми. Однако влиятельность в сфере искусства – не только известность и признание, но еще и способность добиваться принятия от властей нужных решений. Примечательно, что ответы экспертов, формировавших этот рейтинг, очень сильно напоминали рейтинги депутатов и чиновников и принципиально отличались от рейтинга бизнесменов: никакого разброса мнений, лидеры выявляются сразу и моментально уходят в отрыв, оставляя конкурентов далеко позади.
____
      1. Валерий Гергиев является бесспорным лидером рейтинга – его упомянули все эксперты и почти все оценили влиятельность как максимальную. Главное вещественное подтверждение могущества Валерия Гергиева – Мариинка-2 – пока представляет собой только яму, но объем вложенных в нее средств восхищает. Он имеет всемирную славу, в хороших отношениях с обитателями Кремля и является не только талантливым режиссером, но и искусным менеджером, превратившим Мариинский театр в доходный бизнес.

____
      2. Михаил Пиотровский не только руководит брендовым музеем города, но и сам по себе является брендом – и в России, и на Западе. Пиотровский демонстрирует известную самостоятельность взглядов, выступал против строительства небоскреба на Охте, еще когда Смольный мечтал его построить, однако не смог противостоять появлению катка на Дворцовой площади. Впрочем, в этом году катка на площади решили уже не устраивать.

____
      3. Директора Русского музея Владимира Гусева упоминают те же эксперты, что и Михаила Пиотровского (то есть почти все). Однако при этом отводят ему место после руководителя Эрмитажа. Как заметила один из экспертов, театровед Л. Шитенбург, “он – директор второго главного музея города – этим все и объясняется. Главного. Но – второго”.
____
      4. Писатель и почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин не только пишет книги, но и ведет активную общественную жизнь. С ним всегда рады встретиться Владимир Путин и Валентина Матвиенко, прежде Даниил Гранин часто появлялся в компании Владимира Яковлева. По случаю его недавнего юбилея весь город был завешан соответствующими поздравлениями в рамках программы социальной рекламы.  При всем том писатель позволяет себе сохранять известное вольнодумство – он, например, открыто выступал в защиту Михаила Ходорковского. 

____
      5. Худрук Александринского театра Валерий Фокин москвич и руководит театром федерального подчинения. Второе дает ему известную самостоятельность в отношениях с петербургскими властями, первое – делает несколько чужим на местном празднике жизни. Эксперты говорят о нем как о талантливом режиссере и не менее талантливом менеджере.

____
      6. Лев Додин, худрук Малого драматического театра, по словам экспертов, в первую очередь – талантливый режиссер и лишь затем – менеджер. Вследствие чего, несмотря на всю свою славу, уступает в списке влиятельности Валерию Фокину.

____
      7. Директор Михайловского театра Владимир Кехман имеет отличные отношения со Смольным, площадку для реализации своих культурных амбиций в виде театра на площади Искусств и много денег, заработанных на торговле фруктами. Он не пользуется любовью у снобистской культурной общественности Петербурга, однако имеет огромное значение для развития самой культуры. На его примере ставится эксперимент: что будет, если отдать государственный театр под управление бизнесмена.

____
       8. Кинорежиссер Александр Сокуров не пользуется симпатиями Смольного, поскольку активно выступает в защиту исторического центра. Он, в частности, один из самых именитых подписантов известного письма по поводу разрушения города, от которого потом отрекались почетные граждане во главе с Михаилом Бобровым, и вообще любит критически высказываться о нынешних российских властях. Однако статус культового режиссера заставляет власти не отмахиваться от мнения Сокурова.

____
       9. Режиссер Дмитрий Месхиев за последнее время сделал большую административную карьеру он – директор киностудии “RWS – Санкт-Петербург”, на открытие осенью 2008-го которой приезжал Путин, он же возглавляет петербургский Союз кинематографистов, а в конце года стал первым секретарем Союза кинематографистов России (правда, итоги того съезда кинематографистов, где выбрали Месхиева и выгнали Михалкова, сейчас оспариваются в суде). Помимо всего этого эксперты обращают внимание на то, что  Месхиев снялся в рекламном ролике в поддержку строительства башни “Газпрома”. До него так поступали Валерий Гергиев, Михаил Боярский. Все это в сумме свидетельствует о том, что Месхиев умеет находить общий язык как с высшими чиновниками, так и с олигархами. Правда, люди с такими уникальными качествами, отмечают эксперты, обычно в Петербурге долго не задерживаются, перебираясь в Москву.
____
       10. Лидер “ДДТ” Юрий Шевчук и раньше собирал полные залы поклонников, но в рейтинг влиятельности попал благодаря проявлению своей оппозиционности властям вообще и “Газпрому” с его башней в частности. В последнее время Шевчук принимает активное участие в борьбе за сохранение города и даже участвовал в Марше несогласных. Эксперты отмечают, что оппозиционная активность культового музыканта серьезно взволновала Смольный. И он хотел бы с ним каким-нибудь образом подружиться.

____________________________________________________
 КОММЕНТАРИИ: 

Лилия Шитенбург, театральный критик:

– Культурный мир Петербурга держится на нескольких слонах и китах – все они существуют совершенно автономно, редко вступают в коалиции, практически не интересуются деятельностью остальных. Картина мира у рядового музыканта и библиотекаря будут совершенно различными. (Если все киты одновременно и независимо друг от друга всплывут вверх брюшком – будет весело.) Механизм принятия решений – темен, концов обычно не найти, а те, что высовываются, – ведут в Комитет по культуре.

“Вопросы решают” наши “атланты” – исключительно каждый свои, поэтому критерием успешности и стали пресловутые здания – крупные ценности всегда на виду. Впрочем, совсем уж парвеню в круг избранных не войдет – Кехман получил МАЛЕГОТ, но считаться с ним не будут, пока – а к этому идет – он не сядет в чиновничье кресло.
На прочность – всерьез – никого из мэтров не проверяли уже лет двадцать. Вскоре может быть интересно.

Николай Буров – практически идеальный эксперт в вопросах культурной политики. Еще вчера он рулил всей петербургской культурой, возглавляя соответствующий комитет по культуре, сегодня руководит мощным музейным комплексом – Исаакиевским собором.

– Каковы правила игры в петербургской культуре, от кого зависит принятие решений?

– Культура как никакая другая отрасль в Петербурге разведена, что называется, по разным комнатам. Есть городская культура – мощный пласт, о котором знает каждый горожанин. Есть федеральная часть, которая играет немножко по другим правилам, подчиняется другому начальству и получает бюджетный рубль из другой казны. Есть часть культуры, которая напрямую связана, например, с районными администрациями.

К счастью, город все еще богат именами людей, которые хорошо известны в мире, к мнению которых прислушиваются. Поэтому когда высказывают свою точку зрения, допустим, Михаил Борисович Пиотровский, Валерий Абисалович Гергиев, Юрий Хатуевич Темирканов или Лев Абрамович Додин, то сказанное ими становится если не законом или постулатом, то, во всяком случае, предметом серьезного обсуждения, осмысления. И этот список, на самом деле, намного длиннее.

– За те три с половиной года, что вы руководили петербургской культурой, часто понимали, что не всё зависит от вас?

– Однажды спросил у бывшего коллеги-чиновника: “Вот у тебя комитет, в отрасли работает сорок или пятьдесят тысяч человек. Сколько среди них людей, которые могут достать из кармана мобильный телефон и напрямую набрать номер первого лица государства?” Человек засмеялся: “У меня таких нет”. Я говорю: “А у меня в отрасли, наберется как минимум десяток таких людей”. Это очень осложняет работу. Потому что когда с тобой не согласны, то через твою голову добиваются нужного решения. А ты уже как дисциплинированный чиновник должен подчиниться воле сверху. Это создает некую нервозность обстановки и работы.

– Серые кардиналы есть в петербургской культуре?

– Серятины хватает, а вот серых кардиналов, к счастью, не так много. Все время чувствуется шевеление, брожение. Нас не случайно называют террариумом единомышленников. Конечно, в культурной политике очень многое зависит от доброй воли губернатора, профильного вице-губернатора, председателя комитета, но творить все равно приходится тем, кто называет себя деятелем культуры и искусства.