Андрей Кибитов (в центре) понимает, что народу нужно знать о губернаторе,а чего знать необязательно

Самые влиятельные люди на рынке коммуникаций и GR 2017 года

Журнал «Город 812» и интернет-газета  «Фонтанка. ру» представляют рейтинг самых влиятельных людей на рынке коммуникаций и GR  по итогам 2017 года, составленный на основе экспертного опроса (методику опроса и список экспертов см. здесь).

 1. Мария Евневич, член совета директоров торговой сети «Максидом»

 2. Александр Дыбаль, заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть

 3. Алексей Разоренов, глава ИГ «Кросс-медиа»

  4. Александр Цыпкин, pr-консультант

  5. Жанна Дембо, руководитель департамента по связям с общественностью ФК «Зенит»

  6. Кермен Манджиева, pr-директор Северо-Западного филиала «МегаФон»

  7. Елена Шанина, руководитель пресс-службы Dancе Open

 8. Марина Нериновская, пресс-секретарь СПб УФАС России
9. Андрей Кибитов, начальник Управления информации Администрации губернатора СПб
10. Анастасия Михалева, руководитель дирекции маркетинга и PR НП «Объединение    строителей СПб»

Представления о пиаре и пиарщиках в новейшем времени претерпели серьезную трансформацию. В недалеком прошлом Петербурга это была политическая работа и политическая должность. Пиарщики губернатора давали полосные интервью газетам, их знали по именам не только коллеги по цеху, но и широкая общественность, следившая за политической повесткой. На их фоне люди, занимающиеся корпоративным пиаром, уходили на второй план и были известны только в своей среде. Теперь политический пиар, да и то в рудиментарном виде, существует только в Москве, поскольку все более-менее крупные региональные кампании финансируются из столицы и на места в одном флаконе с московскими деньгами присылаются московские распорядители этих денег. Все петербургские герои прошлого прочно позабыты и если и всплывут снова – то либо после революции, либо в мемуарах. Либо Алексей Разоренов – единственный в нашем рейтинге представитель той эпохи – решит вдруг рассказать что-нибудь интересное. Место специалистов по политическому имиджу в нашем рейтинге заняли специалисты по корпоративному пиару. В большинстве случаев здесь работает тот же принцип, что и среди бизнесменов: тот, кто трудится в более серьезной корпорации с большим бюджетом, тот и более известен. Хотя и исключения есть.

1. Мария Евневич – не только член совета директоров «Максидома», но и известный журналист (работала в «ДП» и на «Пятом канале»), блогер и преподаватель (доцент экономического факультете СПбГУ). Она отвечает за маркетинг и pr сети магазинов для дома и ремонта, принадлежащей ее отцу, и продвигает сеть весьма креативно.

2. Александр Дыбаль отвечает в «Газпром нефти» за корпоративные коммуникации и пиар. Во многом благодаря ему небоскреб не имеет сейчас того негативного медийного фона, который был у него прежде.

 3. Алексей Разоренов – своего рода бренд политического пиара в Петербурге. Он контролирует целый медиахолдинг – «Новую газету» в СПб, газету «Мой район», сайты Zaks.ru, Lenizdat.ru и ряд других СМИ. Разоренов так долго работает на этом рынке и так известен в узких кругах, что почти все анонимные политические проекты, появляющиеся в городе, по традиции приписываются ему. Хотя далеко не ко всем он на самом деле имеет отношение.

4. Александр Цыпкин начинал с пиара «МегаФона», но сейчас достиг таких высот, что продвигает преимущественно самого себя. Его моноспектакли «Беспринципные чтения» пользуются большой популярностью.

5. Жанна Дембо отвечает за пиар «Зенита» и делает это весьма успешно. Одна из главных задач последнего времени – не только заполнить стадион на Крестовском болельщиками, но и сделать так, чтобы они приезжали на стадион как можно раньше, не создавая толчеи на входе. Это получилось – на «Зенит» на новом стадионе ходит в два раза больше людей, чем на старом.

6. До прихода на пост директора по PR Северо-Западного филиала «МегаФона» Кермен Манджиева отвечала за пиар этого оператора в Таджикистане. То, что ей удалось сделать карьеру в таком традиционалистском обществе, как таджикское, эксперты считают свидетельством ее высокого профессионализма.

7. Елена Шанина занимается общественными связями Dance Open – а это не только международный фестиваль балета, но и многочисленные городские события, которые проводят его организаторы.

8. Пресс-секретарь петербургского управления ФАС Марина Нериновская, по мнению экспертов, самый эффективный пресс-секретарь органа власти.

9. Андрей Кибитов руководит управлением информации Администрации губернатора Петербурга, но все по привычке называют его пресс-секретарем губернатора. В этом году он совершил карьерный рывок – стал одновременно заместителем руководителя Администрации губернатора. Кто-то считает, что пресс-служба губернатора могла быть поактивнее, но эксперты понимают – это выполнение воли губернатора: власть должна быть эффективна, но незаметна.

10. Анастасия Михалева руководит пиаром в крупнейшем строительном СРО Петербурга – «Объединении строителей СПб», взаимодействуя с ведущими игроками рынка.

 

Комментарий

 

Алексей Разоренов, учредитель коммуникационного агентства «Информационная группа КРОСС-МЕДИА», издатель:

– Драма пиара заключена в его названии – связи с общественностью. Предполагается, что от связей с общественностью что-то зависит. А поскольку с общественностью и ее ролью в принятии решений большая беда, искусство пиара превращается из искусства работы с общественным мнением в искусство имитации такой работы. И главной задачей становится на финальном этапе управленческих процедур с той или иной степенью убедительности навести лоск и изобразить учет общественного мнения.

Если отталкиваться от дефиниций в прямом смысле слова, то надо признать, что как такового искусства пиара в России нет. На этом фоне мы видим отмирание больших самостоятельных пиар-компаний, на смену которым приходят собственные службы по PR и GR крупных корпораций. Это вызвано структурой экономики и структурой самого общественного пространства. В современных условиях все, и пиар в том числе, работает на государство или госкорпорации.

Антон Мухин