Неожиданная замена губернатора Петербурга вселила надежду в специалистов по политическому пиару. В городе пересказывают слухи, кого уже видели в коридорах Смольного, а кто только рассчитывает туда попасть. А есть еще потенциальные конкуренты Александра Беглова. Плюс муниципальные выборы – для политтехнологов, политконсультантов и политпсихологов должна найтись работа. На этом фоне эксперты могли бы и забыть про другие, неполитические области применения связей с общественностью, но они не забыли.
1. Александр Дыбаль, зам. генерального директора ПАО «Газпром нефть» (2)*
2. Алексей Разоренов, глава информационной группы «Кросс-Медиа» (3)
3. Марина Шишкина, член высшего экспертного совета РАСО, глава «Справедливой России» в СПб (-)
4. Дмитрий Гавра, зав. кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ (-)
5. Леонид Давыдов, создатель Telegram-канала «Давыдов. Индекс», председатель правления фонда «Петербургская политика» (-)
6. Мария Евневич, член совета директоров торговой сети «Максидом» (1)
7. Александр Цыпкин, эксперт по стратегическому PR (4)
8. Жанна Дембо, директор по коммуникациям ФК «Зенит» (5)
9. Кермен Манджиева, PR-директор Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» (6)
10. Александр Ершов, политтехнолог (-)
* В скобках – место в списке по итогам 2017 года.
Жители Петербурга на удивление легко перенесли появление 462-метровой башни «Лахта Центра» на севере города. Считается, что в этом есть заслуга Александра Дыбаля, который отвечает в «Газпром нефти» за корпоративные коммуникации и PR. Немало усилий было приложено, чтобы избавится от негативного фона, сопровождавшего попытку построить такой же небоскреб на Охте.
В 90-е годы, когда Алексей Разоренов начинал свою карьеру медиамагната и специалиста по PR, сила печатного слова была велика и многим хотелось, чтобы эта сила была на их стороне. Судьба неизбежно приводила их к Разоренову. Сейчас жизнь поменялась, большинство СМИ интегрированы в вертикальные структуры с минимумом самостоятельности. А само печатное слово превратилось в токсичный актив: чем меньше дел ты с ним имеешь, тем тебе же спокойней. Но и в таких тяжелых условиях Алексею Разоренову удается быть востребованным. Плюс к этому Разоренов контролирует петербургскую «Новую газету», Закс.Ру, «Мой район», «МК в Питере» и ряд других ресурсов.
Эксперты (если брать их массу суммарно) не могли определиться, к какой сфере влияния отнести активность Марины Шишкиной – одни числили ее по разряду политиков, другие по части медиа, третьи видели в ней специалиста по коммуникациям, поскольку и докторская диссертация Шишкиной была посвящена связям с общественностью. Хотя Марина Шишкина уже давно не декан журфака, она по-прежнему воспринимается как крестная мать значительной части журналистского и пиар-сообщества. С другой стороны – Шишкина прекрасно умеет выстраивать отношения с властями. Это позволяет говорить о том, что у Марины Шишкиной есть не только коммуникативное, но и политическое будущее.
Заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ Дмитрий Гавра пользуется репутацией хорошего специалиста по выборам. Известно, что последнее время он сотрудничает с Вячеславом Макаровым, который вводил его в свой – совместно с ректором Горного университета Владимиром Литвиненко – предвыборный штаб Владимира Путина. Вряд ли таланты профессора Гавры будут не востребованы в будущем.
Леонид Давыдов – фигура федерального масштаба. Про таких многозначительно говорят: он «близок к АП», хотя «АП» часто фигура речи, которая может употребляться в любой непонятной ситуации. Известно, что Леонид Давыдов имеет некоторое влияние на областного губернатора Александра Дрозденко. Составляет рейтинги губернаторов. А главное – ведет телеграм-канал «Давыдов.Индекс», который пользуется большой популярностью у политических деятелей и политических аналитиков.
Член совета директоров «Максидома» Мария Евневич отвечает за маркетинг и продвижение сети магазинов, принадлежащей ее отцу. Делает это весьма успешно. Что не мешает ей преподавать на Экономического факультете СПбГУ (она доцент). Многие жалеют, что Евневич ушла из практической журналистики (работала на «Пятом канале» и в «Деловом Петербурге»), и теперь читают ее в соцсетях.
Александр Цыпкин оказывает консультационные PR-услуги некоторому количеству компаний, но широким массам он известен прежде всего как писатель (его книга «Женщины непреклонного возраста» не первый год в топе продаж) и создатель моноспектакля «БеспринцЫпные чтения».
У директора по коммуникациям ФК «Зенит»Жанны Дембо и PR-директора Северо-Западного филиала «МегаФона» Кермен Манджиевой разные задачи. Жанна Дембо должна обеспечить заполняемость стадиона на Крестовском болельщиками, с чем она успешно справляется, хотя многие предрекали, что это сделать невозможно. Кермен Манджиева должна поддерживать интерес к «МегаФону», несмотря на то что из-за смены тарифной политики к сотовому оператору в последнее время много претензий.
Александр Ершов – известный политтехнолог, как и все представители его цеха, работающий в разных уголках нашей бескрайней родины. Но в Петербурге его имя связывают в первую очередь с вице-губернатором Константином Серовым, чьим хорошим другом он является. С тех пор как Серов стал вице-губернатором по внутренней политике, Ершов работает с ним в Смольном.
На фото Александр Дыбаль
Комментарий
Марина Шишкина, член высшего экспертного совета Российской Ассоциации по связям с общественностью:
– Для обычных людей все, что связано с общественными связями и GR, остается загадкой. Однако чем больше развита коммуникация между субъектами рынка и потребителем, представителями власти и электоратом, тем гибче и устойчивее само общество и его институты. Работники этой сферы чаще всего слуги двух господ: своего патрона-работодателя и всего журналистского цеха, ежедневно находящегося в поиске новостей.
Их профессиональный путь – это путь между Сциллой и Харибдой, между частными интересами отдельных субъектов и общественной нуждой, которые часто не совпадают между собой и требуют доминирования.
В отличие от журналистов, пиармены чаще всего в тени, их имена неизвестны широкой публике, а победы не выражены в конкретном контенте. Однако их умелые действия могут предотвратить экономический или политический кризисы, а непрофессионализм – погубить всю репутацию или доброе имя общественного субъекта.
PR жив тогда, когда есть рынок и жива конкуренция. В противном случае он вырождается в пропаганду в ее худших проявлениях.