В культурной сфере все традиционно: за первое место борются два символа нашей эпохи, Валерий Гергиев и Михаил Пиотровский, оставив далеко позади всех конкурентов, в том числе и курирующих эту отрасль народного хозяйства чиновников. Из особенностей этого года – рост влияния любителей говорить властям правду в лицо. Этот рост, безусловно, вызван событиями, которые эксперты объясняют именно мощным общественным давлением: отмена строительства «Охта-центра» и общее изменение (по крайней мере, на словах) политики Смольного в области охраны памятников.
Самые влиятельные люди в петербургской культуре по итогам 2010 года
1 Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа (1)*
2 Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра (2)
3 Алла Манилова, вице-губернатор (3)
4 Александр Сокуров, режиссер (7)
5 Антон Губанков, председатель Комитета по культуре (4)
6 Владимир Кехман, гендиректор Михайловского театра (-)
7 Юрий Шевчук, музыкант (-)
8 Дмитрий Месхиев, режиссер (-)
9 Владимир Гусев, директор Русского музея (6)
10 Марина Фокина, гендиректор Международного центра фестивалей и праздников (10)
* В скобках – место в списке по итогам прошлогоднего рейтинга.
- В самом конце года директор Эрмитажа Михаил Пиотровский похвастался своим новым активом: переданным музею и отреставрированным Восточным крылом Главного штаба. Который является зримым свидетельством его административных талантов. Кроме того, как умеренный, но все же борец с небоскребом, Михаил Борисович отпраздновал в прошлом году и политическую победу. Впрочем, даже без этих свершений он вполне мог бы претендовать на первое место. Просто по должности.
- Худрук Мариинского театра Валерий Гергиев – единственный, кто, по мнению большинства экспертов, может конкурировать с Пиотровским за первое место. (По итогам 2008 года он его и занимал). Однако тогда все были под впечатлением масштабных строительных работ на месте будущей Мариинки-2. Сейчас масштабные работы по-прежнему идут, но вместе с ними идут хоть и негромкие, но все же скандалы – как только заканчиваются одни, сразу начинаются другие. Кроме того, Валерий Гергиев, в отличие от Пиотровского, был в партии умеренных сторонников небоскреба.
- Курирующая культуру вице-губернатор Алла Манилова стабильно занимает третье место в рейтинге. Как человек с активной жизненной позицией, она не может оставаться в стороне от процессов, происходящих в подведомственной ей сфере. Эксперты отмечают любовь Аллы Маниловой к проведению праздничных мероприятий: год от года официальных праздников в нашем городе становится все больше, и городские власти не скупятся на их достойную организацию.
- Режиссер Александр Сокуров совершил выдающийся рывок вверх – с 7-го места на 4-е. Объяснение очевидно: стоило ему поговорить с губернатором на премии «Небесная линия», и у Валентины Ивановны открылись глаза на печальное состояние городской архитектуры. Если раньше она недолюбливала борцов за исторический город, то теперь села с ними за стол переговоров. И даже позвала на работу к себе в администрацию. А уж изменения в градостроительной политике Смольного, произошедшие после этого разговора, и вовсе удивительны.
- Глава Комитета по культуре Антон Губанков вынужден был уступить место Александру Сокурову. Однако эксперты считают, что руководство города довольно тем, как он управляет вверенной ему отраслью. В первую очередь потому, что его живой ум постоянно изобретает разные приятные мелочи, за счет чего жизнь в комитете бьет ключом. Кроме того, Антон Губанков – единственный из городских руководителей ведет видеоблог. А это по нынешним временам для чиновника, думающего о своих перспективах, – жизненно необходимо.
- Гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман, как считается, уже не вызывает у Смольного того живого интереса, который вызывал в начале своей театральной карьеры. Однако в минувшем году бизнесмен сделал решительный шаг вперед. Весной он организовывал на своих подмостках благотворительный концерт, перед которым Юрий Шевчук говорил Владимиру Путину, как нехорошо бить несогласных дубинками, а Владимир Путин спрашивал музыканта, кто он такой. (К слову, сам Кехман на этой встрече тоже присутствовал, и, как видно из стенограммы, премьер знал его не только по имени, но и по отчеству, а также успел обсудить с бизнесменом практические вопросы: предложил торговать бананами с Латинской Америкой). Осенью Михайловский театр был одной из площадок Тигриного форума, на которую приезжал уже не только Путин, но и Леонардо Ди Каприо.
- Юрий Шевчук прославился знаменитой фразой «Юра, музыкант» и прекрасно исполненной ролью в архетипическом диалоге поэта и власти. Впрочем, никаких последствий этот диалог не имел, так что напрямую свидетельством влиятельности рокера служить никак не может. Однако, отмечают эксперты, он сильно поднял авторитет Юрия Шевчука.
- Режиссер Дмитрий Месхиев, кроме того, что он возглавляет местный союз кинематографистов, является главным продюсером кинокомпании «РВС» и совладельцем ресторанной группы, запомнился экспертам тем, что был первым деятелем культуры, вступившимся за честное имя Валентины Матвиенко, про которую плохо сказал актер Михаил Трухин. Это, считают они, свидетельствует о близости режиссера к Смольному. К тому же, напоминают эксперты, Месхиев был одним из активных сторонников строительства небоскреба, т.е. его единодушие с городскими властями проверено временем.
- Директор Русского музея Владимир Гусев в прошедшем году прославился тем, что по требованию Минкультуры отдал в подмосковный коттеджный поселок Торопецкую икону из музейной коллекции, которую обещали вернуть, но пока и не вернули. По официальной версии, вернут попозже. То, что Гусев не смог или не захотел отстоять икону, несколько понизило оценку его влиятельности в глазах экспертов.
- Международный центр фестивалей и праздников Марины Фокиной является организатором всех самых крупных городских праздников. Эксперты считают, что без известной доли влиятельности в этом бизнесе никак нельзя. Кроме того, общеизвестны старые дружеские отношения Марины Фокиной, в свое время возглавлявшей Пятый канал, и вице-губернатора Аллы Маниловой.
Комментарий
Лилия Шитенбург, театральный критик:
– Составленный лично мной рейтинг немного отличается от итогового – на первом месте Пиотровский, на втором Гусев, потом Гергиев, Фокин, затем Манилова с Губанковым, потом Шевчук с Сокуровым. На последних местах – Герман-старший и Лев Додин. Вот ход моих мыслей.
Главное культурное достояние Петербурга – по-прежнему Эрмитаж. А еще в Петербурге есть Русский музей. И потому верхние строчки рейтинга – неизменны. Мариинский театр всегда будет «главным театром» города (опера в принципе «главнее» драмы – такова историческая общеимперская традиция), особенно главным он стал под руководством Гергиева.
Вот уже который год главным драматическим театром города является Александринский, возглавляемый Валерием Фокиным. Творческие успехи театра (в том числе и определенность его концепции), строительство новой сцены (способной решить сразу несколько задач – от новой театральной школы до поддержки актуальных художественных идей) – все это повышает рейтинг руководителя театра. С наличием в Петербурге Александринки смирилось даже жюри «Золотого Софита» (отдав театру свои награды).
Из новостей этого года – усилившаяся роль главных «культурных чиновников». Во-первых, несомненно, что теперь это роли «со словами» (и Алла Манилова, и Антон Губанков – это публичные деятели), во-вторых, их решения заметны сами по себе. Как удачные, так и остальные. Зато и просчеты у всех на виду: например, здание бывшего театра «Буфф» (и особенно – его техническое оснащение), доставшееся в конце концов перспективной театральной молодежи (там и «Мастерская» Григория Козлова, и лаборатория «ОN. TEATR») – выглядит попыткой смягчить проблему, но никак не решить ее. И, очевидно, никакие силы не способны поменять руководство Театра комедии, – так что о влиятельности Комитета по культуре в этом вопросе остается только гадать.
Трудно исчислить влияние Юрия Юлиановича Шевчука, музыканта, однако тот факт, что, не дрогнув на встрече с Путиным, он стал одним из главных культурных героев, невозможно отрицать.
Не менее сложно определить рейтинги Александра Сокурова и Алексея Германа. Да и на процесс принятия крупных государственных решений они влияют весьма относительно. И вообще все их влияние основано всего лишь на том, что они гении. Это достойно, но несолидно как-то по нынешним временам.
По-прежнему заслуженным уважением в культурной среде пользуется руководитель МДТ Лев Додин. Происходящее в его театре одни восторженно принимают, другие – неистово отрицают, но игнорировать никто не решается. И если «всего лишь» выход нового спектакля («Трех сестер») оказался способен так поднять акции театра, став значительным событием в культурной жизни города, то предполагается, что она, эта жизнь, все еще наличествует.
На снимке: Алла Манилова в окружении коллег (Бэлла Куркова, Виталий Волков, Александр Коренников).