Когда речь идет об образовании, особенно частном, выстраивать рейтинг «самых успешных» довольно непросто. Привычные критерии оценки максимально размыты: сегодня на рынке представлено огромное количество как уже состоявшихся, так и совсем молодых проектов. Многие из них давно не ограничиваются привычным офлайн-форматом и прекрасно чувствуют себя в онлайне, не ориентируются на инвестиции и финансируются за счет донейшн или самоокупаемости, а главное – достаточно мобильны и готовы быстро реагировать на запросы современного общества, то и дело преобразуя собственные форматы работы.
Очевидно одно: в сфере образования на первый план выходят не цифры, а люди. Представленный ниже рейтинг – это прежде всего попытка экспертов отметить результаты тех, кто ежедневно работает, чтобы изменить привычное представление об обучении, тех, кто успешно внедряет и реализует нестандартные образовательные инициативы и делает процесс познания нового не только полезным, но и по-настоящему гуманным и комфортным.
1) Елена Морозова, сооснователь и директор частной школы «Взмах»
2) Николай Ягодкин, основатель Центра образовательных технологий Advance
3) Дима Зицер, основатель Института неформального образования INO и школы неформального образования «Апельсин»
4) Ирина Олендзская, директор частной школы «Дипломат»
5) Надежда Бабенкова, сооснователь группы компаний «Роботрек»
Елена Морозова, сооснователь и директор частной школы «Взмах». Школа «Взмах» появилась на рынке частного образования почти 30 лет назад и считается старейшей частной школой Петербурга. Сегодня «Взмах» – это сеть уникальных детских садов, выращивающих юных полиглотов и будущих компьютерных гениев, и два филиала, включающих дошкольные подразделения, начальную и старшую школу, в каждом из которых обучается более 200 детей.
За 30 лет коллективу школы во главе с Еленой Морозовой удалось построить крепкую, но гибкую образовательную систему, воспитать 24 поколения выпускников, многие из которых сегодня – владельцы собственных бизнесов, предприниматели, топ-менеджеры крупных компаний.
Школа известна нестандартным, «проектным» подходом к обучению. Ученики проходят летнюю практику в таких организациях, как Coca-Cola, банк ВТБ, «Формула Кино» и др., открывают собственные предприятия в рамках школьной экономической системы. «Взмах» – постоянный участник городских турниров по дебатам и всероссийских олимпиад, ежегодно входит в тридцатку лучших школ Петербурга по результатам ОГЭ и ЕГЭ. В России «Взмах» знают как организатора Всероссийского чемпионата по деловым играм, в котором ежегодно принимают участие десятки команд из регионов страны и из ближнего зарубежья.
Этот учебный год для школы «Взмах» особенный: в сентябре на севере города открылся новый филиал, а уже в марте школа отпразднует свое тридцатилетие.
(Размышления Елены Морозовой о современном образовании см. здесь).
Николай Ягодкин, идеолог и основатель Центра образовательных технологий Advance. Центр образовательных технологий Advance начал свою деятельность в 2009 году. Авторские методики Николая Ягодкина по запоминанию и работе с информацией принесли центру всероссийскую известность. За 10 лет обучение прошли тысячи детей и взрослых. Эксперты в сфере образования отмечают, что интенсивная изолированная тренировка навыков, на которую опираются методики Ягодкина, делает обучение более эффективным и простым для большинства людей.
Дима Зицер, основатель Института неформального образования INO и школы неформального образования «Апельсин». Дима Зицер, доктор педагогических наук, основал Институт неформального образования INO в 2005 году. Дима Зицер ‒ бренд, олицетворение современной гуманистической педагогики. Свои смелые идеи и проекты воплощает на базе собственной школы «Апельсин». Автор популярных книг о педагогическом искусстве «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», «Современное педагогическое искусство: азбука НО», «(НЕ) Зачем идти в школу», «О бессмысленности воспитания подростков». Блог Димы Зицера в журнале «Сноб» пользуется большой популярностью, так как он не боится поднимать острые вопросы о взаимоотношениях взрослых и детей и проблемах современного образования.
Ирина Олендзская, директор частной школы «Дипломат». «Дипломат» входит в «Ассоциацию лучших школ России» и является одним из старейших частных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Школа известна богатой историей и уважением к традициям российского образования. С начала 90-х годов процесс обучения в «Дипломате» строится таким образом, чтобы наряду с интеллектуальным развитием учеников внимание уделялось и развитию эмоциональному.
Результатом такого подхода являются высокий уровень академической успеваемости и победы учеников школы в конкурсах и олимпиадах городского и всероссийского масштаба. На протяжении многих лет школа изучает и внедряет научную разработку американских ученых под названием «Эмоциональный интеллект», основанную на тезисе о том, что творческий потенциал личности возможно раскрыть, только гармонично ее развивая.
Надежда Бабенкова, сооснователь группы компаний «Роботрек». Цель проекта «Роботрек» – продвижение и развитие робототехники в нашем городе.
В настоящее время в России и Казахстане функционируют более 100 клубов «Роботрек», благодаря которым десятки тысяч детей получили возможность заниматься научным творчеством. Одна из ключевых задач «Роботрека» – организация детских и молодежных мероприятий по робототехнике. Также команда проекта уделяет внимание разработке собственных методик по изучению основ робототехники для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основываясь на принципах гуманизма, инклюзивности, общедоступности и инновационности, «Роботрек» популяризирует дополнительное образование не только в Санкт-Петербурге, но и во всей стране.