Самые влиятельные в петербургской культуре. Экспертный опрос 2019 года

1.  Александр Сокуров, кинорежиссер
2.  Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа
3.  Валерий Гергиев, художественный руководитель – директор Мариинского театра
4.  Борис Эйфман, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета
5.  Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры   и архитектуры имени Репина
6.  Сергей Шнуров, музыкант
7.  Андрей Могучий, художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова
8.  Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра
9.  Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы
10. Лев Лурье, историк

  • Рейтинг составлен  на основе экспертного опроса , проведенного «Городом 812» и  «Фонтанкой. ру».

 

Сначала вкратце о том, что происходило с культурой в Петербурге в 2019 году. В городе, как известно, есть федеральные и городские учреждения культуры. Вокруг федеральных событий случалось больше. Так, наш Александринский театр почти объединился с ярославским Театром имени Волкова. Но что-то пошло не так – и «первый российский национальный театр» во главе с Валерием Фокиным не появился.

Сотрудникам Русского музея (Ирина Шалина и Надежда Пивоварова плюс обозреватель «Города 812» Михаил Золотоносов) хватило смелости опротестовать в суде перестройку Михайловского дворца, которой собирался заняться директор Русского музея Владимир Гусев. И Куйбышевский суд (судья Ирина Воробьева) принял решение в пользу истцов. А городской суд это решение поддержал.

О новой кадровой политике в федеральных музеях объявил Минкульт. В Петербурге она пока коснулась только Российского этнографического музея (контракт его директора Владимира Грусмана решили не продлевать ). Но говорят, что на этом кадровые перестановки не закончатся. Курирующую музеи зам. министра культуры Аллу Манилову знающие люди называют очень влиятельным человеком, с которой не хочет спорить и Владимир Мединский.

На городском уровне истории мельче – в начале года ругались директора петербургских театров. Причиной раздора стала «Программа развития культуры Петербурга», сочиненная руководителем частного театра «Русская антреприза» Рудольфом Фурмановым и отправленная Александру Беглову. То, что там написано, не понравилось директорам государственных театров. В итоге Фурманова исключили из Союза театральных деятелей. На этом скандал закончился. А о программе не вспоминали.

Впрочем, в Петербург из Перми переехал дирижер Теодор Курентзис: одних это разозлило, потому что ему отдали Дом радио, других обрадовало – и они называют этот переезд главным событием 2019 года.

 

Александр Сокуров остается одним из немногих моральных ориентиров в нашей стране, который не боится говорить везде то, что думает. Что снова доказал на встрече с Путиным (о чем они говорили –  здесь). А ученики Сокурова совершают прорывы – Кантемир Балагов получает за фильм «Дылда» призы в Каннах и не только там.

 

Михаил Пиотровский защищал Дворцовую площадь от неприличных попыток сделать из нее каток или футбольную фан-зону. Примерно так же, как Дворцовую, он продолжает оберегать российскую культуру от не менее неприличных посягательств.

 

Долго в Петербурге спорили, где надо ставить памятник Петру Ильичу Чайковскому – ближе к филармонии, которой управляет Темирканов, или к Мариинскому театру во главе с Гергиевым. Валерий Гергиев победил –  Чайковского поставят перед концертным залом Мариинского театра. И это не единственное свидетельство  влиятельности Гергиева.

 

Хотя от строительства Судебного квартала на Петроградской стороне отказались, решив сделать вместо квартала парк, обещание построить Борису Эйфману театр на том же месте осталось в силе. Детский театр танца у Эйфмана уже есть, но выступать его труппе все равно приходится на чужих сценах. На этой почве разразился конфликт с Александринским театром, который возглавляет другой влиятельный человек – Валерий Фокин.

 

Семен Михайловский выступил куратором выставки «Дейнека vs Cамохвалов» в Манеже. И эта выставка так понравилась экспертам, что они, комментируя свой выбор, уже и не вспоминали, что Михайловский был комиссаром  российского павильона в Венеции. Потому что Венеция далеко, а Манеж близко.

 

Сергей Шнуров стал членом общественного совета при Комитете Госдумы по культуре и немедленно заявил депутатам, что  Александр Сергеевич Пушкин – наше не всё. «Есть еще кроме Александра Сергеевича кое-что». А народу Шнуров обещал покончить с группировкой «Ленинград», в связи с чем собирал на прощальные концерты полные стадионы.

 

Андрей Могучий уже не первый год руководит  Большим драматическим театром. И со временем разговоры о том, что он делает что-то не то с наследием Товстоногова, поутихли.

 

В этом году Минкульт решил присоединить к Александринскому театру в Петербурге Театр драмы в Ярославле, чтобы в итоге получилось новое образование – национальный театр с площадкой в Москве. Это объединение расширило бы и так значительные возможности Валерия Фокина, однако Ярославль возмутился, и Министерство культуры пошло на попятную. Это означает, что Валерию Фокину готовы доверить самые масштабные проекты. Просто иногда что-то мешает.

 

Лев Додин давно ждет, когда построят новое здание МДТ на Звенигородской улице. Процесс идет небыстро. Тем временем его театр собирает аншлаги в Европе.

 

Лев Лурье перемещается в наших рейтингах из одной номинации в другую:  то он идет по разряду «медиа», то по разряду «культура». Потому что Лев Лурье очень разнообразен. В этом году москвичи совершили покушение на придуманный им «День Д», собираясь  провести альтернативный День Довлатова. Но не смогли. А Лурье смог.

 

 

Комментарий

Жанна Зарецкая, критик:

– Что есть в Петербурге? Теодор Курентзис, о таланте и влиятельности которого я довольно высокого мнения, но в сферу его интересов не входит развитие культуры Петербурга. Он развивает только себя – и дай бог.

Есть гробы с музыкой, именуемые театрами, они вытянулись вдоль Невского, но не приведи господь туда заглянуть – нафталином разит за версту. Да, есть БДТ, который на фоне всего этого выглядит другой планетой. Есть Эрмитаж, где случаются тектонические сдвиги. Но по сравнению с Москвой тут просто склеп. И уже совсем не важно, кто больше влияет, кто меньше. Ну добудет себе Фокин московскую площадку и статус Первого национального – и что?

 

 

На  заставке: режиссер Александр Сокуров. Фото Интерпресс