«Поклонницы хмельных застолий в 2,5 раза чаще страдают гинекологическими заболеваниями», – это из учебника по физкультуре для 10–11 классов. Это раньше физкультуре в школе учили без учебников. А теперь «физра» – предмет не хуже остальных. О чем дети не узнают на других уроках, кроме физкультуры, – выясняла корреспондент «Города 812».
Женственность улетучивается
– Что такое анаболики? – спросила я свою дочь-старшеклассницу. Ее брови взлетели вверх:
– А тебе зачем?
– Ты подготовила презентацию об анаболиках? – я включила родительский тон.
Дочь отошла в сторону и внимательно посмотрела на меня. Чувствуя неловкость момента, пришлось уточнить:
– Домашку по физре сделала? Задание к 14 параграфу?
Выпавший из шкафа учебник «Физическая культура» навсегда перевернул мое представление о том, чем дети занимаются на уроках в спортзале. Автор пособия – доктор педагогических наук, профессор В.И. Лях. Издательство «Просвещение», 2017 год, учебник рекомендован Минобрнауки РФ.
Знаете, какое сегодня самое массовое увлечение молодежи?
«Курение в России – одно из самых массовых увлечений молодежи», – пишет профессор Лях и ссылается на британских ученых. – По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета сокращает срок жизни человека на 6 мин… Для девушек курение наиболее губительно: у них портится цвет лица, желтеют зубы, множатся морщины. Вместе с сигаретным дымом улетучивается женственность».
Как именно курение влияет на юношей, профессор не пишет. Поэтому если юноша задумается над вопросом – что появляется вместо «улетучившейся женственности», то, возможно, придет к выводу, что появляется мужественность.
– Это аргумент для мальчиков. Чтобы присоединиться к «увлечению молодежи», – заметила дочь-старшеклассница.
Удар головой с разбега
Слово «губительно» – похоже, одно из самых любимых у автора учебника. Особенно часто он употребляет его, когда речь идет о девушках. В главе «Употребление алкогольных напитков» В.И. Лях пишет:
«Веселящие и горячительные напитки губительно влияют… на половую сферу. Поклонницы хмельных застолий в 2,5 раза чаще страдают гинекологическими заболеваниями. Систематическое употребление алкоголя в больших дозах оказывает разрушающее действие на репродуктивные органы не только женщин, но и мужчин», – предупреждает педагог (выделено редакцией).
– А если не регулярно и не большими дозами, то пить можно? – сделав наивное лицо, переспросила дочь.
Еще ее очень заинтересовало, в чем разница между веселящими и горячительными напитками. И любой ли горячительный напиток веселит? Я не знала. Вместе полезли в Интернет. Там тоже не нашли. Дочь пообещала, что как только ей исполнится 18 лет – пожертвует собой ради науки и исследует этот вопрос. После этого главу «Наркомания» я пыталась запретить ей читать.
«Хуже дурмана, чем наркотики, люди, по-видимому, еще не придумали. Цель жизни наркомана постепенно сводится лишь к одному – приобрести очередную порцию дурмана и забыться, медленно умирая в полусне-полубреде. Порабощение “белой смертью” ужасно…» – написано в учебнике по физкультуре.
Дочь похихикала над дремучестью автора.
– Если найдется старшеклассник, который не слышал про наркотики, то учебник по физре его точно спасет! От белой смерти. А от розовой, желтенькой или голубой не спасет! – объяснила мне мысль автора старшеклассница.
Следующую главу «Анаболические препараты» она изучила с еще большим рвением. Затем заявила, что у автора получилась хорошая реклама стероидов. И зачитала вслух понравившиеся места.
– Анаболики усиливают обмен веществ в мышцах, ускоряют усвоение белков… стимулируют заметный рост мышечных волокон. Появляется реальная возможность в краткие сроки, взамен многих месяцев тренировок, разрешить задачи «телостроительства», – продекламировала дочь.
Слова доктора педагогических наук о том, что от анаболиков появляются «угри на лице», «жир на груди», «волосы на ногах» и прочее, включая «снижение функционального уровня ЦНС», на дочь впечатления не произвели.
Про венерические заболевания – есть такая глава в учебнике по физкультуре – у нее возникло много вопросов.
«Сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз и венерическая гранулема по-прежнему повсеместно распространены… Основная причина венерических болезней – беспорядочные половые связи», – объяснил детям профессор Лях.
Узнавать симптомы новых интересных болезней я отправила ребенка в Гугл. Потом поделится, а то я тоже не знаю.
Вот еще несколько любопытных заголовков из учебника по физкультуре: «Удар головой с разбега», «Освобождение от одежды в воде», «Удар кулаком в голову», «Игра-перестрелка», «Перепрыгивание в сторону».
История туризма в Древнем мире
Для борьбы с вредными привычками и прочими напастями доктор Лях дает детям педагогическое наставление.
«Хочется надеяться, что вступая во взрослую жизнь, вы будете опираться только на полезные привычки, а бесполезные и вредные отбросите навсегда. Само словосочетание “бесполезные привычки” говорит о том, что в таких привычках пользы никакой, – поучает доктор Лях. – Занятия физкультурой и спортом снимают с молодого человека комплекс неполноценности… что позволяет активно противостоять вредным привычкам, аморальному и безнравственному образу жизни».
Чтобы физкультура помогла от аморальности, безнравственности и прочих излишеств, автор рекомендует выполнять средние нормы суточного объема движений. Для школьников 15–17 лет, не занимающихся спортом, они составляют: для девочек – 15–20 км в сутки, для мальчиков – 18–23 км в сутки.
Логика, вероятно, заключается в том, что после подобной пробежки сил на аморальный образ жизни ни у кого уже не останется.
Хотите знать, хороший ли вы физкультурник? Тогда ответьте на вопросы из учебника по физкультуре:
– Дайте определение понятию «личность».
– Какие физиологические зоны мощности вы знаете?
– В чем особенности плавания в одежде?
– Какие причины могут вызвать инвалидность?
– В чем проявляются особенности дозирования нагрузок оздоровительным бегом у девушек?
– Назовите требования к упражнениям, направленным на увеличение массы тела.
– Как производится соскок махом назад?
– Каково влияние сезонной периодики на двигательный режим школьников?
– Составьте реферат на тему «История развития туризма в Древнем мире».
Елена Роткевич