Самым важным советским пленным во время «войны-продолжения» финны считали капитана Лисина

В сентябре 1944 года закончилась советско-финская война – «война-продолжение», как ее называют финны. Крайне примечательна история подводника Сергея Лисина, которого финны называли своим  самым важным советским военнопленным. В советских книжках она описывалась стандартно: «концлагерь, голод, издевательства финских охранников». На самом деле все было не совсем так.

 

Досье. Как началась и когда закончилась советско-финская война

После выхода из состава Российской империи в 1917 году Финляндия никак не могла найти общий язык со своим революционным соседом. Периодически возникала проблема спорных территорий, Финляндию перетягивали на свою сторону и СССР и Германия. В итоге это вылилось в так называемую Зимнюю войну. Она продолжалась с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 гг. и закончилась подписанием Московского мирного договора. Финны потеряли часть своей территории вместе с городом Выборгом.

Через год, в 1941-м, вооруженные силы Суоми, ставшей союзницей нацистской Германии, отправились отвоевывать родные и не очень земли. Началась «война-продолжение», как ее называли в Финляндии. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны с СССР и начала военные действия против Германии.

 

 

  • Сергей Лисин в 1937 году на учениях в Белом море

 

Суточные интернационалиста

Золотые наручные часы Longines подводник Сергей Лисин приметил в 1938 году, в магазине на Елисейских полях в Париже. Он тогда ехал в Испанию исполнять «интернациональный долг». Группу советских моряков везли на Пиренеи окольными путями. Сначала на теплоходе «Мария Ульянова» из Ленинграда в Гавр. Оттуда на поезде в Париж. Затем в экспрессе до границы с Испанией. Потом – на перекладных до Барселоны. В Париже они провели  несколько часов. Хватило только на то, чтобы прогуляться по центру. Часы Лисин увидел в нарядной витрине. Они лежали на кремовой подушке в изящной коробочке. Купить их тогда он не мог – денег не было. Решил взять на обратном пути.

29-летний дон Серхио Леон, как звали его испанские товарищи, провел на республиканском флоте полгода и успел послужить старпомом на двух подводных лодках. Потопить ничего не удалось, но боевых походов, экстренных всплытий-погружений, маневрирований в опасных местах было достаточно. Советские военспецы, которые командовали испанскими субмаринами, получили хорошую боевую практику Она пригодилась им позже.

Назад в Советский Союз «добровольцы-интерационалисты» возвращались тем же путем, что и приехали. Только в Париже на этот раз задержались на неделю – консульский отдел долго оформлял документы. Первым делом Диего Венсарио (с такими документами теперь ходил Сергей Лисин) на сэкономленные суточные купил часы, а потом отправился по стандартному туристическому маршруту: Эйфелева башня, Лувр, Монмартр…

  • Диего Венсарио (Сергей Лисин) в Париже в 1938 году (перед возвращением из Испании в СССР)

Быстрый и дерзкий

В Великую Отечественную Лисин командовал лодкой «С-7». Воевал отчаянно, можно сказать, нагло.

Однажды днем всплыл в Нарвской бухте и обстрелял из бортового 100-миллиметрового орудия железнодорожную станцию и один из заводов. Береговые батареи немцев не успели расчехлиться, а «семерка» уже погрузилась и ускользнула в залив. Некоторые исследователи утверждают, что это была первая подобная атака за время Великой Отечественной войны. Потом Лисин еще неоднократно подбирался к устью Наровы и повторял свой номер.

В другой раз «С-7» вынырнула напротив берегового наблюдательного поста финнов в районе Павилоста и, не успев никому дать опомниться, торпедой потопила транспорт «Коте» («Kothe»).

 

  • «С-7» – дизель-электрическая подводная лодка серии IX-бис

  • Экипаж подводной лодки «С-7» в августе 1942 года после награждения за успешный боевой поход орденами Боевого Красного знамени

 

Еще через несколько дней «С-7» атаковала финский пароход «Похьянлахти» («Pohjanlahti»). Торпедой поразить его не удалось, командир промахнулся. Решили бить из пушек. Главную, 100-миллиметровую, тут же заклинило, а огонь из небольшой 45-миллиметровой был малоэффективен. Но упертый Лисин догнал пароход и стрелял по нему, пока не превратил в решето и не пустил ко дну. Потом выяснилось, что «Похъянлахти» перевозил не военный груз, а обыкновенную картошку. Но на той войне никто не разбирался до атаки, что везет корабль противника.

Помимо отчаянной храбрости, у командира «С-7» было несколько фирменных фишек – виртуозное преодоление многоступенчатых минных заграждений, сложнейшие маневры на мелководье, уклонение от торпедных атак и невероятная тактическая хитрость.

  • Сергей Лисин зимой 1941-42 гг. в штабе Балтийского флота

Плен

«С-7» неоднократно выслеживали и обстреливали, закидывали глубинными бомбами и загоняли в сети минных заграждений. Но всякий раз ей удавалось выбраться невредимой. Но от судьбы уйти не удалось.

Погибла субмарина нелепо. В октябре 1942-го «семерка» рыскала в поисках добычи в районе Аландских островов. Вечером 21 октября всплыла на подзарядку аккумуляторов и вентиляцию отсеков. Ее тут же засекли гидроакустики финской подводной лодки «Vesihiisi» (фин. – «водяной»). Советская субмарина ярко освещалась полной луной и была хорошей мишенью. «С-7» расстреляли торпедами почти в упор. Лодка пошла ко дну через пару минут.

Спаслись только те, кто был на верхнем мостике: капитан 3 ранга Сергей Лисин и трое матросов. Баграми их вытащили из воды на палубу «Весихииси». Пленных переодели в сухую одежду, плеснули спирта и тщательно обыскали. В этот момент кто-то и снял с руки командира золотые парижские часы Longines.

  • Финская подлодка«Vesihiisi» 21 октября 1942 года  потопившая «С-7» Лисина

Справка. Подводный флот СССР на Балтике в годы войны

Подводники-балтийцы уничтожили 144 транспорта и боевых корабля противника (учитываются торпедные и артиллерийские атаки, а также подрывы на выставленных минах).

Потери советского подводного флота за период с 1940 по 1945 годы составили 49 субмарин (подорвались на минах, потоплены противником, взорваны экипажами, пропали без вести).

 

Подводный флот Финляндии во время «войны-продолжения»

3 июля 1941 подводная лодка «Vesikko» (командир – капитан-лейтенант О. Айттола) потопила пароход «Выборг».

21 октября 1942 года «Vesihiisi» (командир – капитан-лейтенант О. Айттола, в 1942 г. был переведен с «Vesikko») поразила торпедой подводную лодку «С-7».

27 октября «Iku Turso» (командир – капитан-лейтенант Е. Паккола) торпедным ударом уничтожила «Щ-320».

5 ноября «Vetehinen» (командир – капитан-лейтенант О. Лейко) расстреляла из пушки и таранила подлодку «Щ-305» («Линь»).

Согласно данным бортовых журналов, все 5 финских подлодок за время войны провели 11 торпедных атак и выпустили всего 18 торпед.

Финляндия не потеряла в войну ни одной субмарины.

 

Предательство?

Возможно, в истории с гибелью «С-7» имело место предательство. Командир «Весихииси» Олави Айттола заявил своему советскому визави, что давно ждал его появления именно в этом районе, в проливе Южный Кваркен, так как знал точное время выхода «С-7» из Кронштадта и следил за всеми ее перемещениями. То ли финны сумели раздобыть коды радиошифра, то ли в штабе Балтфлота сидел информированный лазутчик. Во всяком случае, вскоре в том же районе были потоплены еще две советские субмарины, и это вряд ли можно назвать случайностью.

К несчастью для Сергея Лисина, в Аландском море он столкнулся с настоящим морским волком. Олави Айттола был одним из первых финских подводников и, совершенно точно, самым умелым и титулованным. Еще в 1941 году, будучи командиром субмарины «Vesikko», он торпедами потопил советский пароход «Выборг». Затем выставил в Балтике множество непроходимых минных заграждений. За успешные действия во время войны его наградили финскими, шведскими и немецкими орденами.

После атаки на «С-7» капитан-лейтенанта Айттола повысили – дали внеочередное звание и взяли на должность сначала в главную оперативную группу флота, а потом и в Генштаб. Иначе как гордостью финского флота Айтоллу не называли.

  • Олави Айттола (слева)

Военнопленный Кеттунен

В советской военной литературе нахождение в плену капитана 3 ранга Лисина и его товарищей описано будто под копирку: концлагерь, голод, издевательства охранников, освобождение в 1944 году. Сам командир «С-7» о своем пребывании в Финляндии особо не распространялся. Полные протоколы допросов Лисина хоть и были переданы советской стороне, до сих пор в спецхране и никогда не публиковались.

Подробности, довольно занятные, появились совсем недавно. Финский исследователь Тимо Лааксо отыскал мемуары офицера морской разведки Финляндии, старшего лейтенанта Юкки Мякеля, который вел «дело Лисина». Мемуарами следователя господин Лааксо поделился с семьей русского подводника.

Лисин поначалу выдавал себя на допросах за офицера-навигатора. Но потом ему показали советскую газету с фотографией «героя балтийца, командира подводной лодки Сергея Лисина». Пришлось сознаться. Финны очень гордились тем, что смогли захватить такую важную персону.

Юкки Мякеля вспоминал, что Лисин «долгое время был наиболее значимым нашим пленным… За свои достижения он получил звание Героя Советского Союза. Он получил это звание недавно, в то время, когда попал в плен, и сам не знал об этом. Мы рассказали ему об этом, и можно предположить, что это известие доставило ему огромную радость».

Отношение к пленному было подчеркнуто вежливым. Лисина содержали не в лагере и не в камере, а в приличной комнате на офицерской гауптвахте знаменитого тюремного комплекса «Катаянокка» (сейчас в тюрьме устроили отель). Присматривал за ним сержант комендантского взвода, бывший моряк торгового флота. Лисин с ним иногда кое-как изъяснялся по-английски и таким образом узнавал новости.

 

  • Тюрьма “Катаянокка” сейчас переоборудована в отель

 

«В качестве допрашиваемого он был самым сложным, кто побывал у нас за время всей войны… Мы прозвали его Кеттуненом (от Kettu – «лиса»), что было переводом его фамилии на финский и отражало черты его характера»

Следователь отмечал, что Лисин-Кеттунен на допросах виртуозно хитрил и изворачивался. Делал вид, что готов сотрудничать, но сведения выдавал не более ценные, чем содержались в стандартных морских учебниках и инструкциях для моряков-подводников. Финские контрразведчики быстро поняли, что из пленного ничего выудить не удастся, и закрыли следствие.

Его уже собирались конвоировать в лагерь, как в дело вмешались немцы. Они затребовали у своих союзников переправить советского командира на допрос в Германию. Что финны с радостью сделали и про Лисина забыли. А зря!

 

Вернулся из Берлина без конвоя

В Берлине Лисина-Кеттунена поместили в особую тюрьму для важных пленных. О его пребывании в Германии впоследствии ходило много легенд. По одной из них, весной 1943-го в берлинской гостинице «Бристоль» ему устроили встречу с генералом Андреем Власовым, который склонял его к сотрудничеству. По другой, однажды Лисина возили на беседу прямо к  Гитлеру. Ни одного документального или свидетельского подтверждения этому нет.

Достоверно известно, что в морской разведке рейха допросы вел Вернер Баубах, бывший военно-морской атташе Германии в СССР. И тут Лисин продолжал действовать по финской схеме – отвечал путано и многословно, заваливая немцев очевидными фактами. Уже через несколько дней в морской разведке Германии не знали, как от него избавиться.

Старший лейтенант Юкка Мякеля впал в столбняк, когда однажды в его кабинет позвонил капитан порта Турку и сказал, что только что из Германии на пароходе «Готенланд» («Gotenland») прибыл русский офицер (!). Тот якобы заявился в администрацию и настойчиво попросил связаться с тюрьмой в Хельсинки.

«Он уверял, что знает меня и что у него есть ко мне важное дело. Это мне показалось сущей выдумкой. “Как зовут пленного?” – полюбопытствовал я. “Да! Минуточку! Он стоит рядом со мной. Его фамилия Лисин”».

Через несколько часов «возвращенец» уже сидел в своей комнате в Катаянокке и рассказывал, как он в течение двух месяцев «разводил немцев».

«Рассказывая, Кеттунен не смог скрыть насмешливую улыбку и озорство карих глаз. Он тщательно продумал позицию, которая сформировалась от страха пыток. И применил ее к немцам: он пленный финнов и принадлежит финнам. Во-первых, с ним нужно обращаться по деловому. Во-вторых, у него нет времени оставаться в Германии. У морской разведки Финляндии к нему каждый день есть вопросы – технические и связанные с терминологией. Как же они без него справятся, если он находится в отъезде в Германии?
Личная пропаганда Лисина имела результаты. Отношение к нему было безупречным, и так как Кеттунен без конца говорил о своей принадлежности к финнам, он быстро надоел немцам и они следующим торговым судном отправили его в Турку. Еще и без конвоя».

 

Освобождение

Русского подводника вскоре перевели в офицерский лагерь № 1 в Кёулиё. Через какое-то время там случились волнения, и Сергей Лисин был признан одним из зачинщиков. Теперь наступили действительно тяжелые времена – голод, побои, карцер за любую провинность. Своим принципам Лисин-Кеттунен, впрочем, не изменил – вел себя независимо, требовал уважения и, презрев все «степени устрашения», категорически отказывался выходить на какие-либо работы.

Несмотря на показное неподчинение администрации лагеря, строптивого пленника финны так и не отдали немцам. Хотя те неоднократно снова требовали его на допросы. До последнего дня войны финская морская разведка гордилась своим необычным подопечным, а следователь Юкка Мякеля, написал о нем вполне дружелюбные слова.

«От Лисина у меня остались воспоминания как о хорошем офицере и компетентном командире корабля. Хотя он на допросах рассказывал о том и другом, было ясно, что всей информации он не выдал».

 

Коробочка с подушечкой

Финляндия вышла из войны 19 сентября 1944 года, когда в Москве было подписано перемирие с СССР. Сергея Лисина выпустили из лагеря 21 октября 1944-го. В плену он был ровно два года. День в день. После освобождения из финского лагеря, его на три месяца поместили в отечественный – в спецлагерь НКВД в Подольске, для особой проверки.

По большому счету, ему не светило ничего хорошего – отношение к тем, кто побывал в плену, тогда было простым: прав, не прав – добро пожаловать в ГУЛАГ. Но Лисину опять повезло.

Во-первых, в руках особистов оказались протоколы его финских допросов, из которых стало ясно, что Родину он не предавал. Во-вторых, за командира «С-7» заступились влиятельные знакомые. Когда жене Лисина, Антонине Григорьевне, сообщили, что ее муж жив и его проверяет НКВД, она обратилась к старому другу семьи, высокопоставленному офицеру наркомата Военно-Морского флота. Тот и помог подводнику выбраться из лагеря.

Дело закончилось полной реабилитацией и восстановлением в звании с возвращением всех наград.

Далее была служба в Порт-Артуре, переезд в Ленинград и преподавание в военно-морских вузах.

  • Капитан 2 ранга Сергей Лисин в Порт-Артуре в 1946 году

Капитан 3 ранга Олави Айттола тоже прошел через проверку – с 1944 по 1947 годы в Финляндии работала контрольная комиссия под руководством Жданова. Ареста и репрессий ему удалось избежать. В конце 40-х Айттола вышел в отставку и ушел работать в киноиндустрию. Много раз бывал в командировках в СССР. Хранил дома фотографию Сергея Лисина, но никогда не говорил ни о своей победе над «С-7», ни вообще о войне. При орденах и регалиях после Второй мировой войны он появился на публике всего один раз – когда в 1973 году его первую лодку, «Vesikko», подняли на вечную стоянку в Хельсинки.

У Сергея Прокофьевича Лисина в память о военных приключениях почти ничего не осталось. Только звезда Героя Советского Союза, пара орденов и квитанция и коробочка с кремовой подушкой из парижского магазина Longines. Золотые часы финны ему не вернули.

Игорь Максименко

«С-7» и «Vesihiisi». Сравнение

«С-7» – дизель-электрическая подводная лодка серии IX-бис. Вступила в строй Балтийского флота 30 июня 1940 года.

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата. 100-мм бортовое артиллерийское орудие и 45-мм полуавтоматическая универсальная пушка. Надводное водоизмещение – 837 тонн, в подводное – 1090 тонн. Скорость под дизелями – 19,5 узла

Командир: капитан 3 ранга Сергей Лисин.

 

  • Сергей Лисин у перископа подлодки «С-7» (1942 г.)

 

В боевые действия  «С-7» вступила 24 июня 1941 года, когда при возвращении с боевого патрулирования была атакована немецкими торпедными катерами. Благодаря успешному маневрированию, «С-7» удалось выйти из-под обстрела и дойти до своей базы невредимой.

Весной и летом 1942 года лодка совершила несколько успешных боевых операций вблизи побережья Эстонии и Финляндии. Из надводного положения были обстреляны населенные пункты Нарва, Нарва-Йыэсу и Тойва, железнодорожные станции Вайвара и Иеве, а также завод Асери.

Все свои морские победы экипаж Сергея Лисина одержал в 1942 году. Во время одного из пяти своих боевых походов в июне-августе «С-7» потопила и повредила 5 различных транспортов. В ходе одной из атак были взяты пленные и добыты карты минных полей в акватории Балтийского моря. Этот поход (все победы документально подтверждены) считается одним из самых результативных для советского подводного флота за время ВОВ.

«С-7» погибла 21 октября 1942 года после атаки финской субмарины «Vesihiisi» .

Долгое время местонахождение лодки считалось неизвестным, пока в 1998 году ее не обнаружили шведские аквалангисты-любители. Операция по подъему «С-7» не состоялась в связи с отсутствием финансов. Было принято решение оставить ее на месте гибели, в проливе Южный Кваркен в Балтийском море.

***

«Vesihiisi» («Водяной») – дизель-электрическая субмарина типа «Vetehinen». На воду спущена 1 августа 1930 года.

Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, а также 76-мм и 20-мм орудия и 12,7-мм пулемет. Надводное водоизмещение – 493 тонны, в погруженном состоянии – 716 тонн. Скорость под дизелями – 12,6 узла.

Командир: капитан-лейтенант Олави Айттола.

 

  • «Vesihiisi»

 

«Vesihiisi» участвовала в операциях против советского флота, начиная с 1939 года. 30 ноября она была брошена в атаку на крейсер «Киров» и корабли сопровождения в районе острова Ханко. Однако финская лодка не смогла прибыть к месту перехвата вовремя, и конвой был упущен.

22 июня 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны (для Финляндии «война-продолжение»), «Vesihiisi» приняла участие в минировании советских вод возле берегов Эстонии. Затем выставляла минные заграждения в районе островов Гогланд, Большой Тютерс и Осмусаар.

Зимой 1941-42 годов субмарина несколько раз атаковала корабли Балтийского Флота и гражданские суда, но все попытки были неудачными.

Единственная победа «Vesihiisi» случилась 21 октября 1942 года, когда ей удалось потопить «С-7».

Парижский мирный договор (1947 г.) между СССР и Финляндией лишил финнов права строить и приобретать подводные лодки. Кроме того, они были обязаны разоружить все 5 субмарин, которые были в составе их военно-морского флота.

Сначала субмарины хотели использовать в качестве прибрежных танкеров, но денег на выполнение проекта не нашлось. До 1953 года они ржавели в доке в Сурменлинна, пока, наконец, не удалось сдать их на лом в Бельгию.

Три из 4-х проданных подлодок были утилизированы, но когда очередь дошла до «Vesihiisi», цены на железный лом на рынке рухнули. Новые хозяева, чтобы не остаться в убытке, пошли на хитрость. На рубке подводного корабля написали «U-17» и стали выдавать финского «Водяного» за немецкую подлодку. На борт стали водить экскурсии (цена билета – 20 бельгийских франков).

Никто из туристов не догадывался, что настоящая «U-17» относилась к совершенно другому типу лодок, да к тому же была взорвана немцами в 1945 году в Вильгельмсхафене. Скандал разразился, когда однажды в Антверпен приехали финны, среди которых оказалось несколько бывших флотских офицеров, опознавших «Vesihiisi». После официального протеста правительства Финляндии бельгийским властям пришлось закрыть «музей».