Шагнуть из хаоса в космос

В Большом выставочном зале Академии имени Штиглица открылась главная выставка ежегодного фестиваля медиаискусства «Киберфест-13». Тема-2021 – «Космос и хаос».

Елена Губанова, сокуратор проекта, напомнила, что под словом «космос» древние греки понимали эстетически украшенный порядок. Платон считал человека прообразом космоса.  «Хаос» был для античности непредсказуемой и непонятной Вселенной и означал для них «пустоту», «пропасть», «бездну». Космос был частным случаем хаоса, когда тьма превращается в свет, пустота — в заполненность, аморфность — в структуры.

Теперь все – наоборот. Человеческая жизнь стала хаотичной, а Вселенная выглядит порядком, определяемым строгими математическими законами.

Почти все из 25 участников «штиглицевской» выставки и не пытаются бороться с нынешним хаосом.  Алексей Грачев, Дмитрий Шишов, Андрей Строков хотя и называли свою звуковую инсталляцию «Мера хаоса», исходником для музыки служат счетчики Гейгера, улавливающие случайные частицы.

Александру Дементьеву заинтересовал микромир – она вывела на экран хаотичные увеличенную картинку перемещения тихоходок. Эти мелкие беспозвоночные умудряются (если впадут в анабиоз) выдерживать запредельную радиацию, крутой кипяток и жидкий кислород.

Ив Бартлетт – большой оптимист. Его инсталляция называется «Замаскированный под космического захватчика, притворяюсь, что я один из них». Цитата: Действие происходит в недалеком будущем. Человечество съедено космическими червями!! В обличье червя я успешно прячусь от захватчиков (возможно, потому что я художник??). Но… черт! Один из них идет поговорить со мной!! —> Я должен что-то сделать… Э-э-э, может, песенку придумать?». Да кому мы нужны со своим хаосом в этой гармоничной Вселенной? Песенка точно не потребуется.

Ирина Гейнц вспомнила, что ее прабабушка была знахаркой и заговаривала болезни, лечила тела людей. Правнучка с помощь старых заговоров (аудиоинсталляция «Небесные тела») пытается вылечить нашу планету от глобального загрязнения.

Тивон Райс в видео «Модели экологической грамотности» ставит окончательный диагноз. Искусственный интеллект, посмотрев предложенные художником тексты и картинки, пришел к выводу, что виновник глобального потепления – человек.

Выбор «Города 812»

Марта Флисыковска. «Марсианская керамика». Художница взяла материал MGS-1, который максимально приближен к марсианскому реголиту. Затем напечатала на 3D-принтере керамику из этого материала. И спрашивает: «Может ли, в контексте будущей колонизации Марса, создание первой чашки из марсианской глины стать символом новой — межпланетной — главы в человеческой истории?

.

Беттина Форже. «Зоопарк экзопланет». Художница работала как арт-резидент в канадской обсерватории Мон-Мегантик. Она получила от астрономов данные о массе, размерах и форме нескольких (всего их известно почти 5 тысяч) экзопланет. А потом добавила информацию в код 3D-печати обычной сферы. Беттина не в игрушки балуется, она уверена в наличии жизни во Вселенной.

Выставка работает по 28 ноября

В.Ш.

На заставке: Александр Погребняк, BREAK-IN, АВКС СИП (Аудиовизуальный комплекс связи с субъектам информационного пространства), саунд инсталляция


Теги: